Главное меню
Густав Эйфель

Густав Эйфель

Одним из величайших гениев инженерной мысли на рубежах 19-20 веков был французский инженер Густав Эйфель. Он широко известен во всем мире своими нестандартными инженерными решениями из металлических конструкций. Всем известны его «Эйфелева башня» в Париже и железный каркас статуи «Свободы» в Нью-Йорке, виадук де Гараби во Франции. Но основным направлением работы Эйфеля были мосты. Его нестандартные решения пользовались невероятным успехом.

На территории Российской Империи творения Густава Эйфеля были востребованы не меньше, чем в других странах. Он участвовал в конкурсе на строительство Троицкого моста в Петербурге, выполнял заказы Имперских железных дорог.

На сегодняшний день на территории СНГ сохранились лишь два моста, к конструкции которых приложил руку Эйфель. Это разводной мост в Лиепая (Либава, Российская Империя) в Латвии и мост в Унгенах в Молдавии, построенный в 1877 году перед Русско-Турецкой войной, за 12 лет до строительства башни в Париже.

Это далеко не полный список инженерных сооружений на территории бывшей Российской Империи, к которым приложил руку Густав Эйфель.

В конце 19 века, в Барановичах расположилась железнодорожная бригада, для нужд которой был выкуплен большой участок земли и построен железнодорожный полигон, для обучения солдат железнодорожному делу. Полигон представлял собой железнодорожное узкоколейное кольцо, протяженностью около 7 км. В центре этого кольца были построены казармы, для размещения 3-х железнодорожных батальонов. В строительство этого железнодорожного полигона была вложена колоссальная сумма, по тем временам, более 300 тысяч царских рублей. Солдаты железнодорожных батальонов учились прокладывать железнодорожные пути, вели земельные работы для подготовки под укладку железной дороги, возводили мосты.

Для учебных целей на полигоне было отведено специальное место, где солдаты учились возводить временные мосты и переправы.

План жд полигона, Барановичи

Мост Эйфеля обозначен синим цветом

Располагались они, как видно на части плана железнодорожного полигона, над оврагом, который использовали еще для стрельб в летнее время, когда батальоны железнодорожной бригады выступали в летний учебный лагерь. На полигоне было несколько мостов, но только некоторые из них попали в кадр фотографа. Одним из них был разборный мост Эйфеля.

Мост Эйфеля на открытке начала 20 века

Мост Эйфеля на открытке начала 20 века

Этот мост Эйфеля был изготовлен товариществом завода Эйфеля в Париже по особому заказу Главного Инженерного Управления. За мост с доставкой из Парижа было заплачено 30 169 рублей.  Общий вес конструкции составлял около 5000 пудов, а длина в собранном виде 45 метров. В эту стоимость так же входила высылка техника для обучения по сборке моста. Что примечательно, именно этот мост был выставлен в собранном виде (30 метров из 45) на Московско-Французской художественно-промышленной выставке в Москве, проходившей в 1891 году.

Первый практический опыт использования моста Эйфеля военнослужащие железнодорожного батальона получили при строительстве железной дороги в Крондштадской крепости уже в 1891 году, где была проведена серия опытов по сборке и разборке моста.

В Барановичах летом 1892 года на железнодорожном полигоне так же были проведены опыты по сборке и установке моста. Работы велись под руководством представителя фирмы Эйфеля французского техника Милона, который специально был командирован из Парижа. С 22 по 27 июня нижними чинами железно-дорожной бригады под начальством нескольких офицеров мост был собран, установлен и протестирован.

Схема моста Эйфеля, Барановичи, 1892 год

Схема моста Эйфеля, Барановичи, 1892 год

А первое практическое применение было в 1893 году, при строительстве Орано-Олитской ветки Санкт-Петербурго-Варшавской железной дороги.

Военным железнодорожникам удалось на практике опробовать применявшийся для ускоренного восстановления железнодорожных мостов разборный мост Эйфеля. Это было вызвано тем, что, когда укладочная команда дошла до реки Меречанки, верхнее строение моста, заказанное управлением постройки Орано-Олитской железной дороги, еще не было готово. Возникла угроза полной остановки работ на неопределенное время. Выход из создавшегося положения нашли благодаря военным железнодорожникам — по команде начальника Барановичской железнодорожной бригады с полигона было доставлено использовавшееся в учебных целях верхнее строение разборного моста Эйфеля и «с успехом применено для перекрытия пролета, вследствие чего работы могли возобновиться», а военные железнодорожники приобрели опыт установки разборного моста в реальных условиях.

После начала Первой мировой войны, мост, как и все имущество железнодорожной бригады, оставался на своем месте. Солдаты железнодорожных батальонов были отправлены на фронт, а в казармах и административных зданиях расположилась Ставка Верховного Главнокомандующего. Война внесла свои коррективы, и в сентябре 1915 года, в результате спешного отхода Российской Императорской армии и перевода Ставки Верховного Главнокомандующего в Могилев, полигон железнодорожной бригады был сильно разрушен. Часть оборудования было вывезено, остальное было уничтожено. Среди уничтоженных сооружений оказался и разборный мост Эйфеля.

На одной из фотографий разрушений, сделанной немцами, на фоне взорванной лесопилки виден и переломленный мост Эйфеля.

Разрушенная лесопилка и мост Эйфеля

Разрушенная лесопилка и мост Эйфеля

К сожалению, на сегодняшний день, дальнейшая судьба этого моста неизвестна.

После Первой мировой войны упоминания этого моста не встречались, возможно он был разобран немцами и использован для нужд немецкой армии.

Сегодня на месте оврага, где находились мосты, находится стадион Барановичского Государственного университета.

Стадион БарГУ

Стадион БарГУ

В народе это место называют «конские горы», корни этого названия идут с более позднего периода истории города Барановичи, но это уже совершенно другая история.

Ромуальд Жабик 1871.by

Публикация этого материала в газете «ЗВЯЗДА» от 20.01.2015

Литература
————-
Железнодорожные войска России. Кн. 1. На службе Российской империи: 1851–1917. — М.: «Евросервис-СВ», 2001.
Опыты с разборчатым мостом системы Эйфеля длиною 45 метров на полигоне железнодорожной бригады близ станции Барановичи Полесских железных дорог — Бачманов, С.П., Санкт-Петербург, 1892

Фотоматериалы и карты
————-
Коллекция Ромуальда Жабика и Татьяны Гринкевич


Популярные темы

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будьте первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar