Главное меню
Версия о четырех советских истребителях пропавших в 1939 году
  • Категория:
  • Автор:
    Литвинович Александр
  • Рейтинг:
    5.0/1
  • Активность:
    1045

20 сентября командованием, в связи с успешным продвижением частей Красной Армии на запад, было принято решение о передислокации советских самолетов на аэродромы, расположенные в Западной Беларуси. С этим обстоятельством связана загадочная гибель четырех истребителей И-15 в районе Барановичей. Российский исследователь К.Стрельбицкий в свое время обнаружил в архиве докладную записку начальника штаба ВВС 4-й армии подполковника Глухова, адресованную командующему ВВС Белорусского фронта. Приведем этот документ: «Доношу по поводу гибели четырёх экипажей на самолётах И-15 лейтенантов Таничкина, Денисова, Моргунова, Зиновьева. 21.09.1939 командующим ВВС 4-й армии полковником Гущиным было приказано командиру 35-го истребительного авиационного полка майору Полунину для усиления боевых действий по южной группировке противника (южнее Кобрин – Городец) перегнать 2 звена лучших экипажей И-15 на аэродром Барановичи. Причём присутствовавший при этом майор Рыбаков лично указал майору Полунину, чтобы он самолично привёл шестёрку И-15 на аэродром Барановичи. 22.09.1939 в 7.00 шесть И-15 и один И-16 при ведущем временно исполняющем должность штурмана полка старшем лейтенанте Раздобудько вылетели с аэродрома Набушево (под Слуцком) на аэродром Барановичи. Из опроса оставшихся экипажей установлено, что при взлёте с аэродрома Набушево высота облачности была 300 метров, в то время, как в Барановичах высота была 50-100 метров при видимости до 2-х километров. Дойдя до местечка Синявка, группа вошла в сплошной туман. Ведущий группы принял решение вернуться, для чего произвёл левый разворот. Во время разворота 4 экипажа оторвались от ведущего звена и не возвратились на аэродром Набушево. Полагаю, что экипажи лейтенантов Паничкина, Денисова, Моргунова и Зиновьева, производя разворот в сплошном тумане вне видимости земли, врезались с землю и погибли. Сведения, данные заместителем командира авиационного отряда, что самолёты были обстреляны с земли, сомнительны». К. Стрельбицкий, ссылаясь на данное донесение, утверждает, что советские самолеты разбились в тумане. Однако, есть определенные основания утверждать, что советские бипланы И-15 под Синявкой… были сбиты. Дело в том, что как раз в эти же дни из Кобрина в район, где впоследствии упали советские самолеты, отходили значительные подразделения польской армии. Встречаясь с частями красной армии и коммунистическими отрядами, польские военнослужащие оказывали им ожесточенное сопротивление. Командовавший этими подразделениями полковник Войска Польского А.Эплер приказывал своим солдатам сражаться с «гостями с востока», а также с сочувствующими им местными партизанами, также безжалостно и беспощадно, как и с частями вермахта. Так, в местечке Антополь, польским солдатам удалось подбить советский танк и уничтожить не большой отряд красноармейцев. Вполне можно допустить, что увидев низколетящие (из вышеприведенного донесения становится ясно, что облачность заставила советских летчиков «прижиматься к земле») самолеты с красными звездами на крыльях, польские военнослужащие открыли по ним огонь. Кстати, по воспоминаниям местных жителей, перед падением самолетов была слышна сильная ружейно-пулеметная стрельба. Пилоты И-15, скорее всего, даже не успели понять, кто и откуда их обстреливает. В пользу версии о том, что советские самолеты все же были сбиты поляками, говорит и тот факт, что на могиле одного из пилотов была установлена табличка с надписью «Погиб от бандитской руки». Трактовка этого события как нелепой случайности, использованная в донесении подполковника Глухова, видимо объясняется желанием не усугублять ситуацию. Все таки, боевые потери и потери в результате несчастного случая – это разные вещи.

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar