Главное меню
Заступница царей и воинов
  • Категория:
  • Автор:
    Литвинович Александр
  • Рейтинг:
    5.0/1
  • Активность:
    1174

Материал, который мы предлагаем вашему вниманию, уважаемые читатели, соединяет в себе две широко отмечаемые ныне даты – 100-летие Первой мировой войны и 700-летний юбилей великого русского святого – преподобного Сергия Радонежского.

Во время Первой мировой войны в нашем городе, как известно, находилась Ставка Верховного Главнокомандующего русской армии. Именно в это время – с сентября 1914 по август 1915 года, пока Ставка не переехала в Могилёв, в Барановичах пребывала одна из самых почитаемых в православном мире икон – икона под названием «Явление Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому».

В общедоступной краеведческой литературе этот факт упоминается крайне редко. Упоминание о пребывании иконы в Барановичах я встретил только в книге С.А. Щербакова «Барановичи на открытках и фотографиях», где имеется снимок внутреннего вида походной церкви. Пролистывая подшивку российских периодических изданий времен Первой мировой войны, я наткнулся на фотоснимок иконы и внутреннего церковного интерьера. Под снимками имелись надписи:

«Ставка. Левая сторона походной церкви у иконостаса. Здесь во время службы находится Верховный Главнокомандующий Великий Князь Николай Николаевич. В дни, когда в Ставке пребывает Государь Император, Его Величество во время службы также имеет пребывание в этом месте. В этом уголке храма помещаются образа, кресты и прочие священные подношения, направляемые в Ставку Великому Князю Николаю Николаевичу в большом количестве. Здесь имеются ценные иконы, но есть и простые образки от крестьян и солдат. Март 1915 г.».

Под второй фотографией читаем следующее: «Древний складень. Икона явления Божьей Матери Преподобному Сергию, писанная на гробовой доске сего угодника и сопровождающая обычно Державных Вождей русской армии в их походах. Эта древняя икона находится ныне в походном храме в Ставке Верховного Главнокомандующего».

Но давайте обо все по порядку. И начнем мы с того, какому событию посвящена эта икона и какова история её появления.

Вот как описывается явление Божией Матери в келии преподобного Сергия на www.pravoslavie.ru.

«Однажды, глубокой ночью, преподобный Сергий читал акафист Божией Матери. Совершив обычное правило, он сел немного отдохнуть, но вдруг сказал своему келейнику  преподобному Михею: «Бодрствуй, чадо, мы будем иметь чудное посещение». Едва он произнес эти слова, как был услышан голос: «Пречистая грядет». Преподобный Сергий поспешил из келлии в сени, и внезапно его осиял яркий свет, сильнее солнечного. Он увидел блистающую в неизреченной славе Божию Матерь, сопровождаемую апостолами Петром и Иоанном. Не в силах вынести чудного света, преподобный Сергий благоговейно склонился перед Божией Матерью, и Она сказала ему: «Не бойся, избранниче Мой! Я пришла посетить тебя. Не скорби более об учениках своих и об этом месте. Молитва твоя услышана. Отныне всем будет изобиловать твое жительство, и не только в дни твоей жизни, но и после твоего отшествия к Богу неотступно буду от твоей оби-

тели, подавая ей неоскудно все потребное и покрывая ее во всех нуждах». Сказав это, Божия Матерь стала невидима. Долго преподобный Сергий был в неизреченном восхищении, а, придя в себя, поднял преподобного Михея. «Скажи мне, отче, – спросил келейник, – что это было за чудесное видение? От ужаса душа моя едва не разлучилась от тела!» Но преподобный Сергий молчал; только его светившееся лицо говорило о той духовной радости, которую переживал святой. «Погоди немного, – наконец промолвил он ученику, – пока успокоится дух мой от чудного видения». Через некоторое время преподобный Сергий призвал двух своих учеников, преподобных Исаакия и Симона, и сообщил им общую радость и надежду. Все вместе они совершили молебное пение Божией Матери. Остальную часть ночи преподобный Сергий провел без сна, внимая умом Божественному видению. Явление Божией Матери в келлии преподобного Сергия было в одну из пятниц Рождественского поста 1385 г. Память о посещении Божией Матерью Троицкой обители и Ее обетовании свято хранилась учениками преподобного Сергия».

Через 16 лет после преставления преподобного Сергия (25 сентября 1392) Троицкая обитель была полностью сожжена во время нашествия хана Едигея, однако ученики и последователи святого принялись восстанавливать ее из пепелища. Прежде всего был построен деревянный храм во имя Пресвятой Живоначальной Троицы. Через некоторое время началось строительство каменной церкви над гробом преподобного. Во время копания рвов для фундамента 5 июля 1422 года были обретены нетленные мощи святого. При общей радости святые мощи положили в новую раку, а из верхней гробовой доски была написана икона «Явление Божией Матери Преподобному Сергию», о чём свидетельствует надпись на задней стороне иконы.

В 1585 царь Федор Иоаннович приказал сделать новую раку для мощей преподобного Сергия из серебра, а старую деревянную «... повеле государь царь розняти на образы и написан сей образ на чудотворной раке видение Сергиево...»

Эта икона стала особо почитаема в Православной Церкви и особенно царствующими особами. История сохранила для нас описание многих событий, в которых икона становилась заступницей царствующих особ и российского воинства.

Так в 1446 г. великий князь Василий Васильевич был захвачен в Троицком монастыре войсками князей Димитрия Шемяки и Иоанна Можайского. Он заперся в Троицком соборе, а когда услышал, что его ищут, взял икону Явления Божией Матери и с ней встретил князя Иоанна в южных церковных дверях, говоря: «Брат, мы целовали Животворящий Крест и эту икону в этой церкви Живоначальной Троицы у этого же гроба чудотворца Сергия, чтобы нам не мыслить и не желать никому от братии между собой никакого зла; а вот сейчас не знаю, что сбудется надо мной». После таких слов великого князя помиловали и сохранили ему жизнь, хотя и ослепили (за слепоту свою он получил прозвище Темный), однако через год, проведенный в изгнании, он вновь вернулся на Московский трон и правил ещё 15 лет.

В 1552 году царь Иоанн Грозный брал икону явления Божией Матери в казанский поход.

В 1657 году царь Алексей Михайлович брал ее с собою в польский поход и приказал написать на ней, что «...по молитвам Пресвятой Богородицы и заступлению св. Сергия и Никона Бог даровал ему победу над польским королем и предал в руки его Вильну и другие города польские, литовские и немецкие».

В 1703 году, во время войны с Карлом XII, икона, по повелению императора Петра Великого послали в русский стан и находилась там до окончания войны.

В 1812 году митрополит Платон посылал эту икону в лагерь императору Александру I, который отправил ее в ряды московского ополчения, где она была встречена с великим восторгом и благоговением.

В 1905 году икона «участвовала» в русско-японской войне.

А в 1914 году икона из Троицко-Сергиевской Лавры, по особому Высочайшему повелению, была послана в Ставку Верховному Главнокомандующему Великому князю Николаю Николаевичу, которая находилась в Барановичах.

Икона находилась в походном храме с сентября 1914 по август 1915 года до того момента, пока вся Ставка не переехала в Могилев.

Сейчас икона находится в обители преподобного Сергия, в юго-западном притворе Троицкого собора, на том месте, где по преданию стояла келья святого угодника и где было явление ему Божией Матери.

5 комментариев Добавить комментарий
avatar
0
1 KingStakh • 16:27, 23 Сен 2014
Упонимание встретил только в книге Щербакова. Ну люди, интернета у них нет?
20 августа 1914 года Николая 2 велел отправить икону в Ставку 24 августа она была вывезена из Москвы и доставлена в Ставку только 30 августа. Шавельский об этом писал в своих мемуарах.
avatar
0
2 cinema08 • 11:36, 03 Дек 2014
Согласен! Однако читаем текст "В общедоступной краеведческой литературе этот факт упоминается крайне редко". Или воспоминания Шевельского и просторы всемирной паутины  теперь относятся к краеведческой литературе?
avatar
0
3 KingStakh • 11:41, 03 Дек 2014
Есть более достоверный источник? Нет?  Достовернее воспоминания Шавельского, непосредственного участника событий, известных источников не существует. По крайней мере мне не известны. Не верить человеку, который провел рядом с Великим Князем все время в Ставке, являясь протоиереем армии (имел прямое отношение ко всем религиозным событиям в Ставке), не вижу смысла. А Щербаков его мемуары не читал, по крайней мере на момент написания своего материала. Теперь они доступны в интернете, о чем я написал выше. На момент написания этого материала они уже были доступны. Да и книгу Щербакова я бы не торопился относить к краеведческой литературе, она написана в кабинете краеведческого музея, руководствуясь на музейных фондах, которые не так уж и богаты.
avatar
0
4 cinema08 • 14:06, 03 Дек 2014
Да ни собираюсь я спорить.  Я просто обратил внимание на текст и не  соответствие комментария. А то , что  именно по этой теме можно без особого труда найти информацию в интернете - так это вообще не обсуждается. Да только не всегда вылаженная там информация соответствует исторической правде по целому ряду причин, и одна из них это то ,что практически каждый мало мальски владеющий компьютером и имеющим доступ в интернет может там выложить такую ахинею, что  трудно будет потом отделить вымысел от правды. Даже в мемуарах в том числе Шевельского  можно найти несоответствия. Но не в этом дело.  Проблема в том, что  краеведением  или просто историей сейчас мало интернируется как на обывательском так и на официальном уровне. Иначе на территории бараков мог бы возникнуть музей посвященный первой мировой, музей ж/д транспорта был бы востребован, а в краеведческий музей не стыдно было бы приходить   и не наблюдать эту убогость оставшуюся с советских времен. 
И если бы не было таких интернет проектов как этот или как Ваш 1871.by то  многие вещи так бы и не стали достоянием общественности. Поэтому выражаю Вам свою признательность в ваших трудах, и если позволите чем смогу помогу.
С уважением Александр Литвинович
avatar
0
5 cinema08 • 14:11, 03 Дек 2014
Да и кстати,  статья эта версталась больше 2 лет  назад  и пролежала в редакции "Нашего края" до этого лета.
avatar