Главное меню
Локомотивное депо Барановичи отметило 140-летний юбилей
  • Категория:
  • Рейтинг:
    0.0/0
  • Активность:
    1623

Локомотивное депо Барановичи отметило 140-летний юбилей

В первый день ноября одно из самых крупных производственных предприятий Белорусской железной дороги – локомотивное депо Барановичи – отметило свой 140-летний юбилей. 

В Российском государственном историческом архиве хранится дело «Об освидетельствовании Московско-Брестской железной дороги от Смоленска до Бреста». В нем имеется журнал освидетельствования дороги от 1 ноября 1871 года с приложением ведомости построек на станциях Московско-Брестской

железной дороги. В ведомости значится: «Станция Барановичи III класса, одно паровозное здание на два паровоза».

С этой даты и начинается история локомотивного депо Барановичи.

Вначале это были мастерские, которые впоследствии переросли в депо. На тот момент – веерного типа с поворотным кругом. В депо проводились только холодная промывка паровозов и их ремонт. В механическом цеху были установлены два токарных станка с механической трансмиссией и сменными шестернями для нарезки резьбы. Кузница помещалась в пристройке, в ней был установлен горн и одна наковальня. Поворотный круг приводился в движение вручную.

В 1901 году депо Барановичи уже значится как оборотное и имеет в своем составе два паровозных здания на 12 стойл: первое – прямоугольное, на два стойла, второе – полукруглое, на 10 стойл. А в 1910 году здесь работает 176 человек и к депо приписано 33 паровоза. Они обслуживают направления Барановичи – Вильно, Барановичи – Сарны, Барановичи – Белосток и Барановичи – Лунинец. Скорость 30 – 35 км/ч, вес поезда – до 600 тонн.

В сентябре 1939 года западные земли Беларуси вошли в состав БССР. По распоряжению наркома путей сообщения на Брест-Литовскую железную дорогу для оказания помощи местным железнодорожникам направлены специалисты из восточных районов республики, а также с других дорог Союза.

Первым начальником паровозного депо Барановичи был назначен В. Беднар, комиссаром – А. Сливинский, мастером по ремонту паровозов – Д. Лукьянов. А бригадир по ремонту паровозов Ф. Скопа в 1939 году организовал в паровозном депо комсомольскую ячейку. Это была одна из первых комсомольских организаций в городе.

Паровозы Барановичского депо в 1940 году обслуживали участки Барановичи – Береза-Картузская, Барановичи – Волковыск, Барановичи – Негорелое.

Внезапное нападение фашистской Германии не дало возможности эвакуировать оборудование депо, поэтому были приняты все меры по его уничтожению. Паровозный парк был полностью эвакуирован.

Во время Великой Отечественной войны в депо широко развернулась народная борьба против захватчиков. Многие работники ушли в партизанские отряды. В 1942 году из работников депо были организованы две подпольные группы. Этими группами за 1942 – 1944 годы были выведены из строя маслораздаточная, водонапорная башня, 72 паровоза, электростанция. Дважды взорвали поворотный круг. Даже был похищен и передан партизанам заместитель бургомистра Барановичей.

За участие в подпольной деятельности на территории депо в 1944 году были схвачены и казнены подпольщики К. Бадак, А. Егоров, Я. Корниенко.

После освобождения города от немецко-фашистских захватчиков в июле 1944 года коллектив депо начал восстановление полностью разрушенного хозяйства.

В течение 1944 – 1945 годов были восстановлены восемь разрушенных стойл, устройства водоснабжения и экипировочного хозяйства, смонтирована установка теплой промывки, что позволило уже в 1945 году выпускать из промывочного ремонта до 40 паровозов в месяц. Были построены четыре стойла цеха промывки, административно-бытовой корпус, мастерские.

В 1946 году был построен цех подъемочного ремонта. Но еще до полного окончания строительства в нем уже производился подъемочный ремонт паровозов. Для выкатки колесных пар паровозы поднимали домкратами Беккера вручную: на каждый из четырех домкратов ставили по четыре человека. Большие трудности испытывали из-за недостатка запасных частей. После войны депо возглавляли начальники Н. Серков, Н. Цыганенко, А. Старчевский.

По инициативе начальника депо А. Старчевского организуется строительная группа во главе с прорабом С. Грауле. И вот результат: в 1949 году по улице Брестской сдается общежитие. А затем хозяйственным способом строятся три 16-квартирных дома. Одновременно расширяется база для ремонта паровозов, совершенствуется технология ремонта. Это позволило увеличить выпуск паровозов из подъемочного ремонта с пяти в 1950 году до 15 в 1967.

В 1952 году грузовой парк паровозов переводится на смешанное и жидкое топливо. Началось освоение вождения грузовых поездов на участке Барановичи – Брест – паровозами серии «Л» на жидком топливе.

Первый поезд на удлиненное плечо провел машинист Н. Русанов. Широкое распространение получило и вождение тяжеловесных поездов. Его инициаторами в депо были машинисты М. Харитонов, А. Нилов, В. Соколов. Большой вклад в развитие и распространение движения тяжеловесников внес начальник депо Б. Мачуев.

В марте 1966 года в депо поступили первые тепловозы ТЭЗ. Первый поезд на участке Барановичи – Брест провели машинист С. Шевель и помощник машиниста В. Шейна. Переход на тепловозную тягу был особенно трудным еще и потому, что реконструкция хозяйства депо производилась своими силами, без прекращения ремонта паровозов. Последний паровоз из промывочного ремонта был выпущен 17 марта 1972 года.

С 1969 года на Белорусскую дорогу стали поступать первые дизель-поезда ДР-1, и депо с 1970 года стало их ремонтной базой.

В 1970 году произведена замена маневровых паровозов тепловозами ТГМЗ. В связи с этим в депо был освоен профилактический и малый периодический ремонт тепловозов ТГМЗ и ЧМЭЗ, поступивших в депо в 1973 году, а также большой периодический и подъемочный ремонт тепловоза М62.

В начале 80-х годов в связи с электрификацией участков Столбцы – Барановичи и Барановичи – Брест коллектив депо ведет большую работу по подготовке к приему электровозов. Удлиняется цех подъемки, реконструируются и оснащаются современным оборудованием и стендами цех точных приборов и электроаппаратный цех. Готовятся кадры машинистов, помощников машиниста и ремонтников.

Первый поезд на электровозной тяге по участку Барановичи – Брест был проведен машинистом О. Петуховым в ноябре 1983 года.

В 1987 году вводится в строй служебно-бытовое здание цеха эксплуатации.

В октябре 1990 года закончено строительство пункта технического обслуживания и ремонта дизель-поездов на станции Барановичи-Полесские. А в апреле 1991 года в депо внедрена электрическая централизация стрелок.

В январе 1992 года после большой подготовительной работы в депо начали капитально ремонтировать электровозы. В августе того же года организован капитальный ремонт моторных вагонов дизель-поездов, а с начала 1993 года – текущий ремонт электропоездов ЭР9 приписки моторвагонного депо Минск. В январе 1996 года начат капитальный ремонт электропоездов. Для этого были построены два цеха по капитальному ремонту подвижного состава.

В ноябре 1999 года освоен капитальный ремонт пассажирских электровозов ЧС4Т. Большой вклад в освоение капитальных ремонтов внесли начальник депо В. Никанович (работает с 1990 года и по настоящее время), заместитель начальника депо по ремонту В. Пастушеня, начальники цехов В. Грязнов, И. Шугунков, старшие мастера Ю. Сладков, В. Дьячков, Н. Шемет, И. Грузинов, В. Зданович, мастера Г. Бутевич, Н. Голубев, главный механик В. Воробей, главный технолог В. Сорокваш, технологи Д. Матарас, А. Маслаков..

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar