Главное меню
Отдел внутренних дел на транспорте
  • Категория:
  • Рейтинг:
    5.0/1
  • Активность:
    2636
Историческая справка
Бурное строительство сети железных дорог в Российской империи во второй половине 19 века затронуло и территорию Беларуси, которая входила в её состав. Возникшая проблема обеспечения общественного порядка на железнодорожных магистралях была решена созданием Жандармских полицейских управлений железных дорог, которые подчинялись Военному министерству и входили в состав Отдельного корпуса жандармов.
История создания транспортной милиции уходит в далекий 1919 год.
Большевики, пришедшие к власти в октябре 1917 года, отлично понимали важность транспортных магистралей. Так, 30 января 1918 года СНК утвердил Всероссийскую межведомственную комиссию по охране дороги. В марте 1918 года охрана дорог перешла в ведение НКПС, а на территории Беларуси к Комиссариату путей сообщения Западной области и фронта.
18 февраля 1919 года обеспечение безопасности и правопорядка на железной дороге переходит к НКВД, одновременно утверждается положение о Рабоче-крестьянской железнодорожной милиции. Уже 21 февраля 1919 года постановлением ВЦИК «в целях поддержания революционного порядка и единства управления на всех железных дорогах РСФСР охрана порядка передана в ведение Народного комиссариата внутренних дел и выполняется железнодорожной милицией согласно особо утвержденному положению».
В результате, в апреле 1919 года на заседании Минского губревкома принимается решение о срочном создании железнодорожной милиции Беларуси. Согласно утверждённому положению железнодорожную милицию составляли Железнодорожный отдел главного управления милиции, линейные, районные и участковые управления.
Первое упоминание о милиции на ст. Барановичи датируется 10 сентября 1920 года. В приказе ВЦИК говорится об утверждении здесь «ГОРТЧК во главе с Климовичем и шестнадцатью сотрудниками».
Кого принимали в милицию? По положению 10 июня 1920 года – «лица, достигшие 21 года, грамотные, вполне здоровые и пригодные для службы, пользующиеся избирательным правом в Советы, не состоящие под следствием и судом по обвинению в преступлениях, красноармейцы».
С 1921 года по 1939 год Барановичи - поветовый центр Новогрудского воеводства Польши.
В сентябре 39-го Западная Беларусь или, как ее еще называли, «крессы восточные», была освобождена РККА и вошла в состав СССР. Через месяц, в ноябре, учреждается Брест-Литовская железная дорога с центром в г. Барановичи.
Приказом народного комиссара внутренних дел СССР № 001432 от 1939 года «Об организации аппаратов ДТО НКВД в Западной Белоруссии и Западной Украине 25 ноября 1939 года» в Барановичах образовывается дорожный отдел милиции (ДОМ), в структуру которого входило линейное отделение милиции ст. Лунинец. Как гласил документ, отдел создавался для «оперативного - чекистского обслуживания железных дорог».
Личный состав отдела милиции на Брест - Литовской железной дороги с центром на ст. Барановичи комплектовался сотрудниками НКВД восточных областей. Первым начальником назначен товарищ Леонов. Дальнейшую судьбу первого начальника дорожного отдела милиции отследить не удалось. Известно лишь, что его отстранили от должности с мотивировкой «не справился с обязанностями». Известно и то, что освободившуюся должность занял Красильников Афанасий Дмитриевич (1904 года рождения).
К большому сожалению, сведений о первых сотрудниках Барановичской и Лунинецкой транспортной милиции не сохранилось.
Об условиях службы и личной жизни сотрудников того времени можно судить по воспоминаниям бывшего начальника Отдела железнодорожной милиции Брест – Литовской железной дороги А. Д. Красильникова возглавившего отдел милиции в июне 1940 года: «… Здесь, в Барановичах, про отдых пришлось сразу забыть. Не хватало людей. На многих станция, где милицейские были просто необходимы, они даже не предусматривались по штатному расписанию. Местные жители, пришедшие на работу в линейную милицию после освобождения Западной Белоруссии, еще вчера бесправные батраки и сезонные рабочие, в лучшем случае имели четырехклассное образование, а некоторые с трудом умели расписаться. О работе на транспорте, милицейской службе, обращении с оружием понятие имели самое смутное.
Между тем, инциденты следовали один за другим, поступали тревожные сообщения о диверсиях, крушениях, вооруженных лазутчиках, взрывах товарных вагонов с ценным грузом…
С апреля по июнь число обнаруживаемых лазутчиков за сутки подскочило до четырехсот человек. В операциях по их выявлению постоянно участвовали и наряды железнодорожной милиции. Дня не проходило, чтобы на транспорте не задерживали подозрительных лиц, собиравших разведывательные данные или пытавшихся совершить диверсии…».
22 июня 1941 года ДОМ Барановичи встретил под разрывами бомб. Несмотря на смертельную опасность, сотрудники вывозят ценности, население и служебную документацию. Вскоре ДОМ, подчиняясь начальнику отдела железнодорожной милиции ГУМ НКВД СССР тов. Бунина П.С., эвакуируется в тыл. По пути следования милиционеры помогают железнодорожникам в эвакуации, пресекают панику, задерживают подозрительных лиц. В Орше, когда нависла угроза окружения, сжигаются личные дела сотрудников, другие оперативные документы, и лишь тогда транспортники вливаются в Красную Армию.
В период Великой отечественной войны сотрудники транспортной милиции выявляли и уничтожали диверсантов, обеспечивали охрану порядка на объектах железнодорожного транспорта.
Многие из сотрудников прошли фронтовыми дорогами от Москвы до Берлина, другие воевали в партизанских отрядах. Среди тех, кто ковал победу, освобождая нашу Родину, были и сотрудники Барановичского отдела - Любимов Александр Федорович, Александров Владимир Николаевич, Ахременко Василий Георгиевич, Сулейко Степан Иванович, Гришко Александр Петрович, Равгейша Григорий Иванович, Остапчук Степан Михайлович, Климов Антон Иванович, Никитин Александр Иванович; Лунинецкого отделения - Козлов Борис Иванович, Песоцкий Николай Васильевич, Кисленков Андрей Иванович, Хоров Иван Ефимови, Горленко Михаил Васильевич.
С освобождением от захватчиков Барановичской области на постоянную работу отзываются милиционеры, которые прежде служили здесь. Известно: в возрожденный дорожный отдел на ст. Барановичи вернулись фронтовики и партизаны, чья боевая выучка оказалась весьма кстати.
В неимоверно трудных условиях милиционеры несли службу. А время, надо сказать, было непростое. Используя обстановку повальной разрухи, зашевелились некоторые темные элементы, в том числе и националисты различных мастей – фашистские пособники, которые ушли в подполье и вместе с дезертирами создали бандитские группы. Они убивали ответственных лиц, грабили поезда, уничтожали запасы продовольствия и фуража. С этим страшным злом велась непримиримая борьба. Было это, как указывалось выше, очень непросто, поскольку милиция не имела много из того, что требовалось для восстановления нормальной жизни на истерзанной земле: сказывалась острая нехватка обмундирования, питания, средств передвижения с одной стороны и высокий уровень криминала с другой. Но, как свидетельствую документы, транспортники вместе с территориальными коллегами и чекистами проводили сложную и опасную работу по выявлению бандформирований.
Не один десяток опасных преступников обезвредили сотрудники Барановичского и Лунинецкого ЛОВД, не одну сотню различных преступлений раскрыли. Многие из сотрудников награждены орденами и медалями как за участие в Великой Отечественной войне, так и за работу в органах внутренних дел.
В неимоверно трудных условиях пришлось работать сотрудникам транспортной милиции в послевоенное время. Сказывалась острая нехватка обмундирования, питания, средств передвижения с одной стороны и высокий уровень преступности с другой. Но в этих условиях сотрудники транспортной милиции с высоким чувством ответственности и профессионализма, исполняли свой священный долг по защите прав, свобод, законных интересов граждан.
К большему сожалению, установить фамилии начальников отдела послевоенного периода не представилось возможным в связи с тем, что в 1947 году Приказом МВД СССР и Министра Государственной Безопасности за 1947 год транспортное управление милиции было передано из МВД СССР в МГБ СССР, и в центральном архиве ФСБ РФ, никаких документов об истории Барановичского ОВДТ не установлено. И лишь по прошествию нескольких лет Приказом Министра внутренних дел СССР за 1959 год транспортное управление милиции было передано в ведение министерство внутренних дел союзных республик.
За последующие годы милицию на ст. Барановичи возглавляли:
Приказом МВД БССР № 16 от 12. 02. 1960 года начальником линейного отдела милиции на ст. Барановичи был назначен майор милиции Соловьев Олег Александрович.
Приказом МВД БССР № 12 от 13. 01.1962 года начальником линейного отдела милиции на ст. Барановичи был назначен старший лейтенант милиции Макаров Нил Арсеньевич.
Приказом МВД БССР № 42 от 26. 03.1966 года начальником линейного отдела милиции на ст. Барановичи был назначен подполковник милиции Любимов Александр Федорович.
Приказом МВД БССР № 120 от 07. 12.1973 года начальником линейного отдела милиции на ст. Барановичи был назначен майор милиции Михайленко Леонид Демидович.
Приказом МВД БССР № 165 от 24. 12.1985 года начальником линейного отдела милиции на ст. Барановичи был назначен майор милиции Лобойко Анатолий Васильевич.
В последствии Барановичским отделом внутренних дел на транспорте в разные годы руководили:
1993 – 1999 год подполковник милиции Костюк Иван Владимирович,
1999 – 2000 - год подполковник милиции Семенюк Василий Васильевич.
2000 - 2005 год – подполковник милиции Райко Иван Александрович.
2005 – 2007 год – подполковник милиции Беланович Леонид Александрович.

С 2007 года по настоящее время – подполковник милиции Прокуда Валерий Иванович.

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar