Главное меню
Краткая история барановичского телевидения
  • Категория:
  • Рейтинг:
    5.0/1
  • Активность:
    1677

Барановичское телевидение ведет свое начало с конца 80-х годов прошлого столетия. Кто-то с хорошей памятью может спросить, а чем же вы тогда снимали? Да, в те времена любительских видеокамер практически не было, а профессиональные стоили безумно дорого — не то что районный центр, а и область себе такого позволить не могла, закупали с использованием госфинансирования. Но, как говорится, голь на выдумки хитра. Уж очень хотелось запечатлеть для истории ... нет, не себя, а мир вокруг себя. Причем не официальный, которого хватает во всех архивах, а реальный, живой, людской…

В те времена работал я в барановичском Дворце культуры и техники (ДКиТ) ПХБО. В Барановичи меня пригласили мои бывшие однокурсники по инязуАртур и Алена КАРАПЕТОВЫ — принять участие в создании и развитии молодежного центра (МЦ) «Гармония», которым руководила Наталья Евгеньевна ПЕТЛИЦКАЯ

Молодежный центр создавался при Дворце культуры и техники (ДКиТ) ПХБО. Я тогда как раз отслужил в армии, а точнее в морской авиации, офицером по контракту после института и искал, чем бы заняться по жизни. В армии мне предлагали продолжить службу и даже окончить школу одной из спецслужб, но тогда Советский Союз уже начинал потихоньку разваливаться, а я исколесив половину Союзных республик, устал мотаться из край в край и захотел вернуться на родину — в Белоруссию, как тогда именовалась наша республика…
Вернулся в свой родной Новогрудок, проработал там некоторое время режиссером дискотеки при городском Доме культуры и, несмотря на предложение возглавить районную инспекцию по делам несовершеннолетних и перейти в райком комсомола, я навострил лыжи на Барановичи.

Здесь я попал в ДКиТ на должность монтировщика и электроосветителя сцены, хотя в реальности работал в молодежном центре (который еще был и клубом) «Гармония» на должности заведующего техническим отделом. Такие были времена — штаты были утвержденные и других вакантных должностей для получения зарплаты не было. Мы не горды, числиться монтировщиком так монтировщиком...

В те времена клуб «Гармония» был неформальной организацией и участвовал или сам проводил мощные культурные мероприятия не только микрорайонного или ПХБОвского масштаба, но и городского и районного. Взгляд на мероприятия у каждого творческого работника «Гармонии» был свой, в том числе и у меня. Но поскольку я был на 3/4 человек технического склада ума, то мне всегда не хватало техники и особенно электроники. Надо сказать честно, благодаря мощному в те времена ПХБО, Дворец был прекрасно оснащен радиоаппаратурой. Но этого казалось мало, за ПХБОвские деньги мы, например, дополнительно приобрели комплект польской профессиональной дискотечной аппаратуры «Унитра», у которой звуковые колонки были намного выше человеческого роста и огромной мощности. Также закупили более пары десятков различных аудиомагнитофонов, микрофонов, усилителей и прочего оборудования. Короче, нам могли завидовать и лучшие культурные организации столицы. Но мы же всё это не просто коллекционировали. Аппаратура шла на достойное обслуживание достойных мероприятий для достойных работников ПХБО и города.

Наталья ПЕТЛИЦКАЯ, формально возглавлявшая небольшой творческий коллектив культуры, имела весомый голос на заседаниях отдела культуры и горисполкома, посвященных проведению городских праздников. Вспомните, какие культурные мероприятия мы проводили: городские конкурсы красоты, дни текстильщика, празднование Купалья, дни молодежи, вечера отдыха, видеолектории, специализированные мероприятия, дискотеки и прочее. Мы были первыми, кто открыл в городе набиравшие популярность видеосалоны.

Но мне казалось, что нам не хватает видеосъемки на мероприятиях — не столько для истории, сколько для ее участия в ходе самого мероприятия. И, как я уже сказал, голь на выдумки хитра. Как-то «разведка» донесла, что на ПХБО имеется неиспользуемый комплект промышленного телевидения. Промышленное телевидение в те годы использовалось для слежения не столько за выносом продукции с предприятия, сколько для слежения за технологическими процессами. Ну чем промышленное ТВ не альтернатива нашему любительскому?! 

После «экскурсии» на ПХБО к месту хранения оборудования, и испытания одного из образцов, я пришел к выводу, что мы сможем творчески использовать имеющиеся телекамеры и телемониторы с прочими аппаратами. Началась обработка начальства ДКиТ и ПХБО на предмет перевода телевидения на баланс ДКиТ. Немного времени, формальности улажены, и вот мы стали обладателями комплекта небольшой телевизионной студии.

Что это были за телекамеры? Если современную видеокамеру оператор спокойно кладет на плечо и считает ее чересчур легкой, то положить бы ему ту камеру, весом около полутора пудов — он бы и минуты не продержался с ней, я уж не говорю про габариты, толщину и количество кабелей.

Само собой разумеется, те телекамеры были черно-белыми, хотя и более высокого стандарта по разрешению чем пришедший вскоре VHS. Несмотря на некоторые трудности, всё же удалось наладить вначале трансляцию с этих камер, а затем и видеозапись. Самые первые съемки у меня не сохранились, но осталась в архиве запись рекламы студии звукозаписи МЦ «Гармония», сделанная черно-белой камерой 14 декабря 1988 года. Запись сохранилась благодаря тому, что у нас уже были видеомагнитофоны формата VHS и видеокассеты к ним. Тогда и я как раз купил себе для архива у тов. Альянова видеокассету «Kodak E-180» за, если не ошибаюсь, 70 рублей (считай, целая месячная зарплата — но я тогда был недавно как из армии, где в общем получал более 400 руб. ежемесячно — большие деньги по тем временам).

Ролик с рекламой студии звукозаписи МЦ «Гармония» можно считать первым видеоклипом в городе и первой «официальной» телевидеозаписью, сохранившейся для истории. В этом ролике приняли участие Артур КАРАПЕТОВ (в кадре), тогда сотрудник МЦ «Гармония» и Елена ГРИЦЕВСКАЯ, в то время режиссер ДКиТ. Вы можете посмотреть и убедиться, что для того времени это был более чем профессиональный ролик.

[]

Кроме того, мы записали несколько самодельных пробных музыкальных роликов для развлечения на дискотеке. Это были видеоклипы «Пылесосы» под песню некогда полузапрещенного Вилли ТОКАРЕВА (снимались Сергей КУНАШЕНКО и Геннадий ГОЛУБКОВИЧ с участием Артура КАРАПЕТОВА в баре ДКиТ, режиссеры и операторы Артур КАРАПЕТОВ и ваш покорный слуга), «My Baby’s Stupid» и «Мода» — с теми же участниками. Все эти шуточные клипы мы сняли безо всякой подготовки, как говорится, за раз.

[]

Также сохранилась еще одна запись, носившая более практический характер — «Вопрос знатокам», который задавал Сергей СУЧКОВ, активный участник клуба «Гармония», для одного из мероприятий, проводимых нами в то время.

[]

Что и говорить, черно-белые камеры промышленного телевидения были неудобны на практике, обладали невысокой контрастностью, сильными тянучками, работали на хрупких электронно-лучевых трубках, но тем не менее они прослужили нам верой и правдой в течение нескольких лет и, как говорится, оставили свой след в истории. 

А далее их вытеснила приобретенная нами японская видеокамера JVC формата VHS, которая обладала несомненными преимуществами перед старыми телекамерами. Это была, пожалуй, одна из первых в городе любительских видеокамер (если не самая первая). На нее и были сняты многие фрагменты, появившиеся в нашей видеотеке.

Видеосъемки применялись нами во всех конкурсах красоты, которые проводил МЦ «Гармония», видеолекториях, на дискотеках и прочих мероприятиях. Видеокассеты были довольно дорогими в те времена, и, поскольку места для новых записей не хватало, приходилось стирать что-то из «старого». Чтобы не всё пропадало впустую, я составлял небольшие видеоклипы из наиболее интересных кусочков, сбивал их по 10–30 минут и писал для личного архива на будущее. И вот это будущее пришло — как-никак более 20 лет прошло.

Взглянув на эти записи, некоторые вспомнят себя, своих друзей и знакомых. Некоторых уж нет в живых (как нашего коллеги по клубу «Гармония»Геннадия КОРСАКА), а дети, попавшие в кадр, уже давно выросли и стали взрослыми — они-то себя и не признают, разве что кто-то из взрослых подскажет, если сам вспомнит. На многих кадрах можно без труда заметить смущение у людей, на которых напрямую смотрит камера — народ еще не был привычен к тому, что его снимают.

Предлагаемый далее видеоклип под названием «Времена года» (состоящий из двух частей) хронологически не самый первый. Я его оцифровал первым просто потому, что мне понадобился материал, снятый разными камерами для проверки качества оцифровки (а в этом клипе имеются фрагменты, снятые тремя разными видеокамерами — любительскими JVC и Panasonic, а также профессиональной Panasonic) — я более 15 лет не работал с видеотехникой и вот понадобилось освежить и обновить свои знания для оцифровки личного архива.



В 1990-е годы утверждалось, что видеокассеты могут нормально служить 5–7 лет, а далее начнется процесс постепенной деградации качества и через 10–15 лет на видеокассетах уже нечего будет смотреть — яркость сядет, а цвета поблекнут. Но вот прошло и 20, и больше лет, и ничего страшного не случилось. Старые записи как были, так и остались относительно хорошего качества. Процесс оцифровки, конечно, вносит свою отрицательную лепту в конечный результат, но зато и позволяет подправить кое-какие «негативные» параметры исходной записи.




(Продолжение следует)
avatar
1 grelfi • 00:28, 13 Фев 2013
Здорово. Увидела на пленке двоюродного брата своего мужа - сейчас он даже из дома не выходит(( А тут еще молодой...
И сыну полки магазинов покажу - а то он не верит, что такое вот было.
avatar