Главное меню
Владимир Дударевич
  • Категория:
  • Рейтинг:
    5.0/1
  • Активность:
    929

Он, как отец

Продолжатель династии скрипичных мастеров Владимир Дударевич живет в домике в одном из тихих и тенистых уголков Барановичей
Люди дела

Вот уж воистину век живи, век учись, вернее, век удивляйся! Я–то, признаться, полагала, что в наш век конвейеров и механизированных поточных линий никакого дефицита не бывает. Разработал изделие, поставил на поток — и «клепай» себе на здоровье столько товара, сколько народу требуется. Ан нет! Есть еще «штучные» вещи, изготовить которые может только истинный мастер. Например, скрипка...

Кстати, это, пожалуй, единственный инструмент, который издревле обожествляли. Голос его подобен человеческому пению — скрипка плачет, рыдает, смеется, разговаривает. В каждой — частичка души мастера, сделана особыми инструментами и при помощи приемов, отработанных многими поколениями. Возможно, именно поэтому профессия скрипичного мастера передается в семьях по наследству вместе с фамильными секретами.

Продолжатель династии скрипичных мастеров Владимир Дударевич живет в домике в одном из тихих и тенистых уголков Барановичей, где во дворе примостилась голубятня с белоснежными птицами.

Профессию свою он получил в наследство от отца, Иосифа Дударевича, известного столяра–краснодеревщика, в свою очередь, ставшего столяром, как и его отец... Иосиф Ульянович и мебель делал, и корпуса для часов настенных, и всякие другие вещи, а однажды, в 30–х годах прошлого века, принесли ему разбитую на свадьбе скрипку. Отреставрировал ее, склеил, а сам задумался: сможет ли такой инструмент сделать с нуля? Мечту эту свою Дударевич–старший смог осуществить, только когда на пенсию пошел. Сделал инструмент, и не один. Многие белорусские музыканты до сих пор на его скрипках и альтах играют, а дело отца сын продолжил.

— Я с детства к дереву тянулся, все что–то мастерил. Но скрипками, как и отец, увлекся, когда на пенсию вышел, — рассказывает мне Владимир Иосифович, пока я его мастерскую осматриваю. Интересное это, надо сказать, место!

На стенах деревянные часы, гитара, пилы да топоры. А на верстаке заготовки для скрипок — деки. Делают их исключительно из клена, явора и ели. Такие вот особые породы деревьев — музыкальные. Да только если просто клен или ель в лесу срубить и сразу пустить в дело, толку не будет. Дерево должно вылежаться минимум 40 лет, объясняет мне Владимир Иосифович. Он, например, старые бревна для заготовок разыскивает... в развалинах домов. Если где–то в городе старый дом ломают, мастер тут как тут, высматривает подходящую балку–бревно...

Но и это полдела. Потом заготовки по специальной «карте толщин» обрабатывают малюсенькими рубаночками — выбирают дерево по миллиметрам, долям миллиметра... Практически все делают по наитию, поэтому и каждый инструмент особым получается, со своим собственным голосом и характером.

Готовые детали скрипки склеивают специальным клеем (секрет его изготовления у каждого мастера свой) и покрывают многими слоями лака. Лакируют инструмент иногда и больше трех месяцев: наносят слой и ждут высыхания, потом другой...

— Знаете, хотя многие мастера работают ради денег, я так не могу. Иногда по месяцу в мастерскую не захожу, а иногда как накатит! Могу ночью вскочить, увидев во сне, какой же у меня будет следующая скрипка, — признается Дударевич.

Таких мастеров, как он, в Беларуси немного, — и десятка не наберется. Сложное это дело, для него особый талант надобен, почти такой же, как и для того, чтобы чарующие звуки из инструмента извлечь.

— Я свою скрипку всегда узнаю, и отцовскую тоже. Разве же можно не узнать своего ребенка? — улыбается мастер. На верстаке у него старая 200–летняя немецкая скрипка ремонта ждет. Ее привезли из Молодечно. Рядом скрипка помоложе, чешская.

— Фабричная работа, хотя скрипка и не из худших, — мастер демонстрирует мне такое на первый взгляд простое внутреннее устройство инструмента. Верхняя дека, нижняя дека, гриф, струны... Откуда же берется волшебный звук? Теперь–то я точно знаю, что в нем, этом звуке, так легко вызывающем наши слезы, собрано все: и бессонные ночи кудесника, скрипку изготовившего, и годы учебы музыканта, стирающего в кровь пальцы, бой старинных часов, шелест капель дождя по коре клена и даже воркование голубей на крыше скрипичной мастерской...

Фото автора.

Автор публикации: Татьяна ГРИНКЕВИЧ

Дата публикации: 13.06.2007
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar