- Категория:
- Автор:САСА
- Рейтинг:4.7/3
- Активность:1948
У каждого человека есть свои любимые населенные пункты...
Кто-то влюблен в Париж, кто-то в Лондон, а кое кто в Ливерпуль (если такой город знает, или вообще знает, что это город, а если и нет, то влюблен в это название), а я люблю деревушку, в которой можно сказать родился... Хотя и название ни такое громкое, как в населенных пунктах перечисленных выше, но более родное, чем эта экзотика, и название этой деревушке-местечку--СНОВ. Хотя я уверен , что многим из родившихся в ней и ныне живущих-- манят сердце, душу и разум названия европейских городов: Париж,Лондон. А-а-а... забыл... еще Ливерпуль! Хотя он вроде в Америке?! А-а-а... не-а... запамятовал... в Европе?
И где-то рядом с Лондоном, а если рядом с ним, то значит в Англии!?
Д-а-а-а... С таким раскладом скоро скажешь что Барановичи--столица Конго-Заира, и знавший что Конго -Заир сама по себе страна, то должна иметь свою столицу...
Но я это так... Извиняюсь... К смеху, а хочу про д.Снов!!!
И так:
Название местечка Снов – второго по величине населённого пункта в Несвижском районе после собственно Несвижа – можно встретить по всей Беларуси. Так получилось благодаря местному агрокомбинату, которому в современных далеко не простых экономических условиях удаётся производить высококачественную мясомолочную продукцию и продавать её по всей стране. Причём в Минске сновская торговая марка продаётся дороже, чем аналогичная продукция всяких местных ГМЗ. Зато она же и как-то здоровее и вкуснее.Однако же, как любят говорить люди, цитируя Библию, «не хлебом единым жив человек». От себя добавим – даже не единым молоком и мясом. Не смотря на то, что Снов в последнее время получил не понятно за что презренный, статус «агрогородка», это местечко обладает богатейшим не только аграрным, но и историко-культурным ландшафтом.
Собственно, история Снова не является особенно седой, бородатой и теряющейся в глубокой древности, но это совсем не значит, что она была неинтересной! Первое упоминание об этом местечке относится к 1602 году, когда оно было перечислено в ряду владений знаменитого рода Радзивиллов. Во времена, когда могущественным владельцем радзивилловской столицы Несвижа был Николай Радзивилл Сиротка (1549 -- 1616) – т.е. в конце 16 – нач.17 вв. – были сформированы огромные владения этого рода, ставшие основой для создания в 1586 году Несвижской ординации (группы земельных владений, передаваемой единым «комплектом» княжеским родом потомкам по мужской линии). В Несвижскую ординацию входил и Снов.
Тот, кто хорошо знаком с историей рода Радзивиллов, знает, как буквально разлетались из под их рук владения в 18 веке – времена были просто сумасшедшие, с кучей амбициозных проектов едва ли не у каждого магнатского рода Речи Посполитой, а посему на их осуществление нужны были деньги, добываемые как раз от продажи земли. Но история Снова показывает, что процесс постепенного дробления несвижской латифундии начался ещё раньше. В 1620 – 1630-е гг. Несвижская ординация сменила трёх владельцев (сыновей Николая Радзивилла Сиротки – Яна, Альберта и Александра). В это непростое время Снов был продан сначала шляхтичам Гарабурдам, а затем, в 1639 году, Рдултовским. Именно с этим родом будет связана история Снова до середины 19 века.
Несмотря на свою польскую фамилию, Рдултовские верой и правдой служили Великому княжеству Литовскому. Основателем сновской линии Рдултовских был новогрудский каштелян Ян Богуслав. Его потомками были сын Антоний и внук Ян Крыштоф, который был новогрудским хорунжим. Рдултовским выпала нелёгкая доля восстанавливать местечко после разрушений от военных действий во время Барской конфедерации 1768-72 гг., а также принимать у себя 15 сентября 1785 года короля Речи Посполитой Станислава Понятовского, направлявшегося на приём к Радзивиллам в Несвиж. С их же именем связано и строительство в Снове дворцово-паркового комплекса, до сих пор являющегося одной из жемчужин среди подобных памятников в Беларуси.
Сын Яна Крыштофа Рдултовского Казимир – философ по образованию, предводитель дворянства Новогрудского повета – в 1825 году заказывает строительство в Снове монументальной резиденции с парком, которая и была возведена за два года. Фронтальная длина дворца составила 140 метров и разделялась на три части: центральный объём с четырёхколонным портиком и симметричными двухэтажными ризалитами с высоким арочным оконным проёмом, боковые крылья с ионической колоннадой с одной стороны и полуколоннами с другой и, наконец, торцовые павильоны. Внутри дворца на первом этаже располагался вестибюль, слева от которого находился главный парадный зал. В боковых крыльях и павильонах размещались служебные и хозяйственные помещения, на втором этаже – жилые и спальные комнаты.
Усадьба имела также великолепный парковый комплекс, располагавшийся на площади 4,5 га. В центре парковой композиции находился дворец, который делил парк на две части. Перед главным фасадом дворца располагался партер с цветником и травником площадью около 2 га, а со стороны дворового фасада – пейзажная часть с древесными посадками. Центром композиции являлась удивительная водная система с островками, которые были связаны между собой пешеходными мостиками. Вода поступала из подземных источников и из ручья-притока речки Сновки. В южной части парка находился (и до сих пор находится) водоём связанный каналом с этой речкой. Стены и дно парковых водоёмов были выложены бутовым камнем, а берега усажены плакучими ивами, что придавало парку ещё больше красоты и очарования.
Кроме строительства столь прекрасной резиденции Казимир Рдултовский прославился также успехами в сельском хозяйстве, овощеводстве, развитии сновской промышленности (при нём в Снове была построена суконная фабрика, чем на тот момент могли похвастаться немногие богатые усадьбы).
Усадьба Рдултовских в Снове
Старший сын Казимира Рдултовского Евстафий был предводителем дворянства города Слуцка. Он окончил университет в Сорбонне, увлекался поэзией и даже переводил на английский язык произведения Адама Мицкевича. Этому образованнейшему человеку было суждено стать последним владельцем Снова из рода Рдултовских. Местное предание гласит, что Евстафий проиграл своё имение в карты...
Новым владельцем местечка стал в 1854 году барон Густав Гартинг (женатый на княжне Любецкой) – представитель голландского рода, осевшего в 19 веке на территории Беларуси. Он решил внести свою лепту в развитие Снова и стал широко осваивать соседние с местечком земли, имевшие название Горний Снов (вскоре они сольются с Дольним Сновом в одно целое, хотя и теперь в локальной топонимике присутствует условное деление на два населённых пункта). Там Густав Гартинг решил построить новую усадьбу, которая была бы его собственным детищем, в отличие от уже имевшегося дворца, доставшегося в «наследство» от предыдущих владельцев. Новый усадебный дом был двухэтажный с третьим цокольным этажом. В просторных внутренних комнатах находились достигавшие 4 метров в высоту камины, украшенные фигурной плиткой с орнаментом, изображавшим листья лотоса. В начале 20 века к основному корпусу было пристроено одноэтажное крыло с широкой открытой верандой, с которой можно было любоваться усадебным парком (в 1960-е годы веранда была закрыта стенами).
Парк, заложенный вокруг усадьбы, имел согласно своей планировке 3 террасы, а общие его границы очерчивала мощные аллеи граба, ели и орешника. На первой террасе перед домом находился фруктовый сад, на второй усадебный дом, к которому вела подъездная липовая аллея, а на третьей (за домом) располагались древесные посадки.
При Гартингах Снов в 1861 году получил статус волостного центра Новогрудского повета, а в 1865 году в местечке было открыто народное училище. После Густава Гартинга Сновом владели его сын Михаил и внук Генрих. Последний жил уже во времена крушения Российской империи, прихода к власти большевиков и их войны с молодым Польским государством. В результате этой войны, как известно, западная часть Беларуси отошла к этому самому Польскому государству. К тому времени Гартинги жили уже куда более скромно, чем в 19 веке, и уже не могли содержать столь роскошные сновские усадьбы. В 1925 году Генрих Гартинг продаёт польскому Корпусу охраны границы дворец Рдултовских в Дольнем Снове. В 1929 году военные провели в нём ремонт и приспособили для канцелярии и жилья польских офицеров. После 1939 года там жили уже советские, а после 1991 года – белорусские военнослужащие. Теперь во дворце Рдултовских военный госпиталь, попасть на территорию которого можно, к сожалению, только по спецпропускам через КПП...
Второй усадебный дом, построенный Гартингами, более доступен – в нём располагается сновская больница. Однако и здесь планировка парка, двора и интерьера усадьбы, естественно, подверглась сильным изменениям.
Усадьба Гартингов в Снове
Кроме двух усадеб в Снове имеются памятники храмовой архитектуры. Самым первым среди них был костёл, построенный католиками Рдултовскими (а точнее, уже упоминавшимся здесь Яном Крыштофом). Костёл многое повидал и много пострадал на своём веку. Его возвели в 1760 году, но уже через десять лет во времена Барской конфедерации он был разграблен. Костёл восстановили, но в 1866 году он снова был закрыт. По всей видимости, за неблагонадёжность духовенства относительно властей Российской империи. Здание костёла было передано православным, и вскоре в нём разместилась церковь Преображения Господнего. Это тоже были далеко не последние перемены в статусе храма. С приходом поляков в 1921 году церковь, разумеется, была закрыта, и был вновь открыт костёл. Он просуществовал лишь до второй мировой войны. Во время последней через Снов проходил стратегически важный путь на Барановичи, за который советские войска вели напряженные бои с немецкими. Во время этих боёв здание храма было сильно повреждено, а поскольку в стране победившего атеизма оно, в общем-то, было отнюдь не сильно нужно, то и не восстанавливалось. Возродился костёл лишь после 1991 года. Именно тогда состоялась его капитальная реставрация, освящение в честь Иоанна Крестителя и придание статуса парафиального. Как видно из истории, храм большое количество раз перестраивался, ремонтировался, а потому невозможно сказать, что современный облик костёла совершенно аутентичный, но и теперь храм является настоящим украшением центра Снова. Реставраторы постарались сохранить барочный облик святыни, типичный для белорусской архитектуры 18 века. По обе стороны главного входа в нишах стоят скульптуры святых апостолов Петра и Павла. Внутри храма находится барочный же алтарь и гробница 18 века, в которой покоятся владельцы Снова Рдултовские. О том, кто похоронен в гробнице говорят две мемориальные доски, к счастью сохранившиеся с конца 18 века.
Костёл святых Петра и Павла
На старинном сновском кладбище находится второй храм местечка – православная церковь святых Косьмы и Дамиана. История православного строительства Снова ведёт свой исторический отсчёт с 1769 года. В тот год известный нам Ян Крыштоф Рдултовский (строитель сновского костёла) заложил на месте нынешнего храма деревянную часовню во имя святых Петра и Павла. Это, очевидно, было сделано для простого местечкового люда, который, как и в других окрестных городах, издревле был крещён в православие и не желал менять его на «панскую» католическую конфессию. Близкое сочетание свечей и деревянной утвари сделали своё дело, и однажды сновская часовенка сгорела. Тогда в 1836 году на её месте по приказу Казимира Рдултовского построили каменный храм освящённый в честь всё тех же Первоверховных апостолов. Поистине замечательно, что в то непростое время настоящие шляхтичи не считали православную церковь «зброяй маскальскай акупацыі», как любят это делать некоторые нынешние представители квази-«национальной элиты». В Великом княжестве Литовском и в Российской империи многие дворяне с удовольствием финансировали строительство церквей греческого обряда, зная, что к таковому причисляют себя многие подданные на их землях. Так случилось и в Снове.
В 1893 году, уже при Гартингах, церковь была реконструирована и переосвящена во имя святых Косьмы и Дамиана.
Церковь святых Косьмы и Дамиана
Храм в стиле классицизма имеет весьма утончённый и аккуратный вид. Арочки перед входом, милые «пушкинские» фонарики, небольшие колонны, обрамляющие второй этаж – всё это формирует очень красивый облик церкви. Внутри храма находится ещё один прекрасный памятник материальной и духовной культуры Беларуси – четырёхъярусный деревянный иконостас, сделанный в 18 веке в виленском православном монастыре Святого Духа и с постройкой церкви переданный монахами ей в дар. Этот иконостас имеет ажурные барочные формы, между которыми размещены светлые лики Христа и святых. Особенно красивы царские врата, которые выполнены сквозной деревянной резьбой и покрыты позолотой. На вратах размещены небольшие иконки четырёх евангелистов, а над ними в позолоченном солнечном ореоле скульптура Голубя, символизирующая Схождение Святого Духа. В центре иконостаса расположена икона Тайной Вечери, а на его вершине – образ сидящего на троне Христа-Вседержителя.
Завершая этот рассказ, хочется заметить, что Снов одно из немногих местечек, в котором сохранились практически все памятники его истории и культуры, причём находятся они в очень достойном состоянии. Я бы только мечтал, чтобы когда-нибудь такое можно было сказать о каждом белорусском городке...
Извиняюсь за грамматику!!!
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.