Середина 80-ых. Расцвет скейтборд субкультуры, подпитываемой панк роком. Shepard Fairey — один из ее многочисленных последователей. Для большинства, пребывание в таком молодежном движении, заканчивалось одним-двумя годами — переходным периодом, так сказать. Но для Shepardа оно стало родной культурой. Он прошел путь от раннего мира андеграунда, скейтбординга и панк рока к миру пропагандистского искусства стрит-арта. | |
Родился Shepard Fairey 14 февраля 1970 года. Отец его был капитаном футбольной команды, а мать — в команде поддержки. Наверное, поэтому Shepard любил американский и европейский футбол, теннис и множество других спортивных игр. Впрочем, его очень раздражала необходимость играть с кем-либо. Потому, когда катался на доске — ощущал, что что-то он делает только для себя. | |
Где-то в 1983 году в Южной Каролине, где Shepard рос, прошла волна скейтбординга. Практически все его друзья имели доски, но при этом, в отличии от серфинга, к скейтбордингу они относились не очень серьезно. Ну а Shepard и вовсе не собирался ставать на доску. Но однажды его друзья оставили у него дома свои скейты и, от нечего делать, он решил немного покататься. Ему понравилось! Он захотел себе доску. Но получил ее только на свое 14-тилетие. К тому же половину суммы пришлось выплатить самому. Не известно кем бы сейчас был Shepard, если бы в далеком 83-ем его друзья не оставили у него свои скейтборды. | |
Так же на Shepardа большое влияние имела музыка. Sex Pistols, Black Flag и множество других групп. Панк-рок основательно укоренился в его мировоззрении. В 1986 году вместе с двумя приятелями Shepard Fairey вырезал из какой-то газеты изображение известного французского рестлера Andre the Giant . Это изображение и упорство принесло известность Fairey. В начале 90-х десятки тысяч бумажных и виниловых наклеек Andre the Giant, размноженных на ксероксе и вручную раскрашенных, стали появляться по всему миру — так началась его кампания. | |
В 1992 году, будучи студентом Род-айлендской Школы Дизайна, Fairey основал фирму Alternate Graphics, в которой он создавал наклейки, изображения для футболок, рисунки для скейтбордов, различные плакаты. Также Shepard выполнял небольшие рекламные заказы, которые позволяли ему покрывать расходы на всемирную рассылку своих стикеров и каталогов с работами. | |
В 1993 году из-за конфликта с Titan Sports Inc., являвшейся в то время владельцем прав на торговую марку Andre the Giant, Shepard перестал использовать лозунг Andre the Giant и создал изображение лица Андре с надписью OBEY. Слоган «OBEY» («Повинуйся») был не только пародией на пропаганду, но и непосредственной ссылкой на фильм конца 80-х «They Live» (герой фильма находит пару солнцезащитных очков, в которых он начинает видеть мир таким, какой он есть на самом деле: людей прессуют подсознательными сообщениями типа «Повинуйся», «Приспосабливайся», «Потребляй» и т.д. Многие жители города — на самом деле пришельцы, которые медленно, но верно захватывают власть над человечеством и управляют им при помощи этих лозунгов. Позже пропагандистские работы Shepard Fairey стали умными и тонкими пародиями на целый ряд идей, изображений и личностей, которые являются каноническими в современной культуре и жизни человека. Помимо стикеров (наклейек), Obey Giant движение распространялось по всему миру как трафареты, граффити и огромные плакаты. К 94 году он стал известной личностью в стрит-арт культуре. Shepard сотрудничал с Netscape, Pepsi, Adidas, MTV, со всеми возможными муз лейблами, известными райтерами, такими как DALEK и FUTURA, но никогда не переставал быть верен своей идее: Obey Saddam, Visual Pollution, 4 Giant Beatles, Slayer, Elvis Prestley, Syd Wishes, Melvins… Заметим, что он сотрудничал лишь с теми проектами, которые не противоречат его внутреннему мировоззрению. Так, например, он за здоровый образ жизни, поэтому не раз отказывался от сотрудничества с торговой маркой «CAMEL». «Я творю для себя. Ну, а если мне за это платят, то я этому только рад», — заявляет Shepard. И напоследок небольшой совет от Obey: «Measure twice, cut once». |