- Категория:
- Рейтинг:5.0/1
- Активность:1751
По сути, это справочник, в котором можно найти ответы на вопросы, касающиеся времени бытования названий городских улиц и переулков. Буквально всех – и тех, что употребляются сегодня, и тех, что уже ушли в прошлое, и даже тех, что всего лишь планировались когда-то. Наиболее многочисленная группа среди последних – названия улиц «города Розвадово», обнаруженных автором на той части плана этого несостоявшегося города, которая была разработана в начале прошлого века графом И.А. Розвадовским. К сожалению, книга не нашла пока своего издателя, но автор сделал её вполне доступной, передав компьютерные распечатки варианта в музей, архив и библиотеку. Таким образом, горожане,интересующиеся историей городских улиц и переулков, имеют возможность ознакомиться с этой работой.
Конечно же, упомянутые распечатки являются сокращённым вариантом книги – в них не включены приложения, которыми она снабжена. Одно из них, например, «Барановичи на старых и современных фотографиях», построено на фотографиях с барановичскими видами. Эти фотографии, подобранные по принципу «было – стало», позволяют представить, как выглядел тот или иной уголок города прежде и каким он стал сегодня. В этом приложении использованы открытки и старые фотографии из фондов Барановичского краеведческого музея и снимки современного города, сделанные Станиславом Щербаковым, выступившим в данном случае в роли фотографа.
Сегодня, накануне знаменательного события – 140-летия рождения нашего города, начавшего свою историю как станция Московско-Брестской железной дороги, которая 16 (28 по новому стилю) ноября 1871 года вступила в строй действующих, – мы начинаем публикацию этих интересных, как нам кажется,
материалов, предоставленных газете автором. На открытке, начинающей ряд карточек, выпущенных около 1910 года, запечатлён вокзал станции Барановичи Московско-Брестской железной дороги, или, как её называли ещё, Барановичи-Центральные.
Барановичи-Центральные совсем не долго были крошечным остановочным пунктом на однопутном участке Московско-Брестской железной дороги. Значение этой станции, находившейся на одной из наиболее оживлённых транспортных артерий России, стремительно возрастало. Скоро она заняла ведущее место среди трёх станций барановичского железнодорожного узла и по интенсивности движения поездов, и по грузообороту.
В настоящее время станция Барановичи-Центральные является одним из крупнейших железнодорожных предприятий страны. Здание вокзала этой станции, которое мы видим на снимке справа, уже третье по счёту и, в отличие от предыдущих, каменное, было построено в 1957 году примерно на том же месте, где находился вокзал, который мы видим на старой открытке.
Эта открытка выпущена в начале ХIХ века. И на ней мы видим вокзал барановичской станции, но уже другой, – Барановичи-II Полесских железных дорог. Сданная в эксплуатацию в 1884 году как станция Вильно-Ровенской железной дороги, она получила это название в 1886 году. Произошло это в связи с тем, что дорога, соединявшая Вильно с Ровно, вошла в систему Полесских железных дорог.
Во время выпуска открытки этому красивому, будто выточенному из камня зданию было около десяти лет – в 1899 году оно пришло на смену деревянному, построенному в 1884 году.
К сожалению, совсем коротким оказался его век – осенью 1915 года при отступлении русской армии вокзал был взорван. Стены его, однако, уцелели и в начале 1920-х годов стали основанием для очередного варианта Полесского вокзала.
На фото 2009 года – вокзал, называемый так же, как и предыдущий, но разительно отличающийся от всех своих предшественников. И от запечатлённого на открытке слева, второго по счёту Полесского вокзала, и от третьего, построенного на основе его «коробки» в начале 1920-х годов и разрушенного при освобождении города от фашистов.
Здание последнего варианта Полесского вокзала, уже четвёртого на этом месте, было сдано в эксплуатацию в конце 1948 года. Событие это, судя по публикациям в областной газете того времени, стало одним из наиболее ярких в жизни послевоенного города. По многим причинам – и потому, что вокзал был всё-таки возрождён, и потому, что заработал он почти на два месяца раньше намеченного срока. И, наконец, потому, что строители приурочили его открытие к 7 ноября, к годовщине Октябрьской революции.
Эта открытка выпущена в начале ХIХ века. И на ней мы видим вокзал барановичской станции, но уже другой, – Барановичи-II Полесских железных дорог. Сданная в эксплуатацию в 1884 году как станция Вильно-Ровенской железной дороги, она получила это название в 1886 году. Произошло это в связи с тем, что дорога, соединявшая Вильно с Ровно, вошла в систему Полесских железных дорог.
К сожалению, совсем коротким оказался его век – осенью 1915 года при отступлении русской армии вокзал был взорван. Стены его, однако, уцелели и в начале 1920-х годов стали основанием для очередного варианта Полесского вокзала.
На фото 2009 года – вокзал, называемый так же, как и предыдущий, но разительно отличающийся от всех своих предшественников. И от запечатлённого на открытке слева, второго по счёту Полесского вокзала, и от третьего, построенного на основе его «коробки» в начале 1920-х годов и разрушенного при освобождении города от фашистов.
Здание последнего варианта Полесского вокзала, уже четвёртого на этом месте, было сдано в эксплуатацию в конце 1948 года. Событие это, судя по публикациям в областной газете того времени, стало одним из наиболее ярких в жизни послевоенного города. По многим причинам – и потому, что вокзал был всё-таки возрождён, и потому, что заработал он почти на два месяца раньше намеченного срока. И, наконец, потому, что строители приурочили его открытие к 7 ноября, к годовщине Октябрьской революции.
И действительно, это бывший тракт, соединявший Новую Мышь с Несвижем. С возникновением поселения при станции Барановичи участок его стал улицей. Поначалу такой, как на этой открытке, выпущенной около 1908 года, безымянной и труднопроходимой в непогоду, а позже – как на фотографии, запечатлевшей это место в наши дни.
Два дома, которые, как и разбитая улица-дорога, около ста лет назад привлекли внимание фотографа, сохранились. Мы видим их на фотографии 2009 года. Сегодня в одном из них, первом справа, находится гостиница Центра детского и юношеского туризма, а второй, как и прежде, – жилой дом.
Когда-то безымянная, «улица около вокзала» давно уж имеет название. Их даже было несколько – и Колеёвая, и Новомышский тракт, и Новомышская… В конце концов, улица, так зримо связанная с сельскими просторами и связывающая с ними город, получила имя Вильчковского.
Так была увековечена память о Богуславе Богдановиче Вильчковском, внесшем большой вклад в развитие Барановичского района, Герое Социалистического Труда.
Жители Александровской, пользуясь близостью рыночной площади, где кроме обычных базаров периодически проводились и многолюдные ярмарки, известные далеко за пределами местечка, превратили свою улицу в продолжение торговых рядов. Во всяком случае, на этом участке. Здесь находились и суконно-мануфактурный магазин Б. Кунцевицкой, и книжный магазин
Гольшмида, и «Торговый дом А.Б. Лимонъ», который специализировался на продаже строительных материалов, и магазин «В. Шарфъ и А. Альперинъ», предлагавший «громадный выбор крестьянских товаров», и множество других подобных заведений. Улица, которую мы видим на фотографии 2011 года, побывавшая и Александровской, и Сенаторской, и Пролетарской, и Аптечной, сегодня носит имя известного русского писателя Максима Горького.
О её прошлом напоминают лишь двухэтажные здания, которые расположены на левой стороне улицы. Первое из них когда-то принадлежало местному торговцу М. Брегману, а второе – Жуховицкой, возможно, жене С. Жуховицкого, владельца чугунолитейного завода. Известного, кстати, тем, что в августе 1914 года он обеспечил качественный ремонт печатной машины типографии штаба Верховного главнокомандующего. Удостоверение, выданное ему по этому случаю, свидетельствовало о том, что «от личной своей выгоды, ввиду военного времени, г-н Жуховицкий отказался».
Фотография, воспроизведённая на этой открытке, даёт возможность установить дату мощения Мариинской – на ней видно, что большая часть улицы замощена, на обочине справа лежат кучи булыжников. Позже, в середине 1930-х годов, булыжную мостовую сменила базальтовая брусчатка, которая в 2010 году, во время реконструкции улицы Советской, получила новую жизнь.
На фотографии 2011 года та же, что и на старой открытке, улица. И даже тот же, хоть и основательно перестроенный, двухэтажный дом на переднем плане (в послевоенные годы на основе его «коробки» было построено здание ресторана «Восход»).
Видны и другие здания, пришедшие из прошлого. Кстати, двум страницам его посвящены мемориальные доски, которые можно увидеть на зданиях, запечатлённых на этой фотографии. Текст той, что на здании музея (второе слева), построенном М. Брегманом, свидетельствует о том, что в нём во время I мировой войны находился штаб германской армии. А доска на здании на углу улиц Советской и Красноармейской посвящена открытию в нём в 1909 году «электротеатра «Эдем», первого барановичского кинотеатра.
Текст на обороте этой открытки, выпущенной московским издателем А.С. Сувориным в 1914 году, свидетельствует о том, что перед нами «вид из лесу на ул. Вокзальную».
«Вокзальная» – одно из названий улицы, соединявшей в то время местечко Розвадово с полесским вокзалом. Обычно её называли Кладбищенской – улица шла вдоль леса, в котором находилось кладбище, принадлежавшее, как и лес, железнодорожной бригаде. Сформировалась она на участке бывшего тракта, соединявшего прежде Новую Мышь с Несвижем.
На фото – типография Ф. Рубинштейна, в которой в конце 1912 года был напечатан первый номер информационно-справочной газеты «Барановичский Листок Объявлений» (последующие печатались уже в другой типографии). Этот «Листок», регулярно выходивший до конца 1913 года, свидетельствовал об успешном развитии поселения.
Не просто поверить в то, что фотография 2011 года, которая перед нами, – результат съёмки с того же места, что и в предыдущем случае. Запечатлённый на старой открытке участок улицы Кладбищенской, к которой в начале минувшего века примерялись такие названия, как Почтовая, Старо-Почтовая и Вокзальная, и которая с 1920-х годов носила имя Адама Мицкевича, уроженца барановичского края, стал частью площади.
Произошло это на завершающем этапе строительства 136-квартирного жилого дома, который мы видим на снимке. Возведение этого самого большого в Барановичах тех лет здания определило привычную для нынешнего горожанина конфигурацию главной городской площади, получившей в 1960 году название, которое употребляется и в настоящее время, – площадь им. В. И. Ленина.
Сегодня этот дом, конечно же, основательно перестроенный, занимает психоневрологический диспансер. Этому же учреждению здравоохранения принадлежит и одноэтажный каменный дом, который можно рассмотреть вдали, там, где улица поворачивает влево. Интересно, что и он пришёл из прошлого – и его можно увидеть на старой открытке. Ну а между этими строениями конца позапрошлого века расположены современные корпуса городской больницы.
Трудно поверить, что перед нами окраина местечка, но это так: на старой фотографии – территория, которая на плане Розвадово, утверждённом в 1884 году, находилась за пределами жилых кварталов и предназначалась для выгона скота, принадлежавшего жителям местечка. Так что данная открытка – одно из свидетельств бурного роста поселения в начале минувшего века.
Рассматривая её, нельзя не обратить внимания на импозантную фигуру справа. Уж не сам ли И. А. Розвадовский перед нами? Во всяком случае, этот прохожий напоминает графа (известна одна его фотография). Да и почему не предположить, что хозяин местечка пожелал увековечить себя у зданий, которые не только являлись его собственностью, но и воплощали его честолюбивые замыслы?
2009 год. Перекрёсток тех же, что и на старой открытке, улиц, но называемых уже улицами Комсомольской и Куйбышева, те же здания слева. Правда, претерпевшие значительные переделки.
Впрочем, первому из них, в котором в настоящее время находится Западная поисково-съёмочная партия, к подобному не привыкать – ведь и почта когда-то разместилась в нём после основательной перестройки здания театра, возведённого на этом месте графом И. А. Розвадовским.
Второе здание стало на этаж выше. Сегодня в нём размещается Барановичский государственный центр по подготовке, переподготовке и повышению квалификации средних медицинских кадров. На главном фасаде его можно увидеть мемориальную доску, которая напоминает о давнем назначении здания, рассказывает о том, что в нём, тогда гостинице, в 1908 году останавливался Шолом-Алейхем, замечательный еврейский писатель.
Отказавшись почему-то от идеи создать в местечке театр, граф И.А. Розвадовский некоторое время после этого пытался открыть в районе почты заведения, предназначенные для отдыха жителей местечка. Например, летний театр, сад с рестораном…
К сожалению, его усилия так и не дали тогда желаемого результата.
На фотографии 2009 года – перекрёсток улиц Комсомольской и Куйбышева, застройка которого начиналась когда-то со здания театра.
Случайность, конечно, но факт любопытный: с тех пор прошло немногим более полувека и примерно там, где И.А. Розвадовский, озабоченный желанием открыть что-либо полезное для жителей местечка и выгодное для себя, возводил то зимний театр и клуб, то летний театр и ресторан, появились-таки заведения из ряда тех, о которых мечтал граф.
В начале 1960-х годов в районе этого перекрёстка распахнул свои двери Дом культуры «Строитель» (он находится сразу же за пятиэтажным жилым домом, который мы видим в средней части снимка).
Позже рядом с этим клубом были открыты центральная городская детская библиотека и кафе «Папараць-кветка».
Оказывается, в то время именно так и было. Мариинская действительно стала центральной улицей поселения, которое образовалось на основе Старых и Новых Барановичей, слившихся на рубеже XIX и XX веков. Старые Барановичи, то есть местечко Розвадово, подступали к Мариинской с запада (на фото – слева), Новые, стихийно выросшие на крестьянских землях, прилегавших к построенной в 1884 году станции Барановичи-Полесские, – с востока (справа).
Этот же участок улицы, сегодняшней Советской, на фотографии 2011 года. Многое изменилось здесь за минувшие годы: давно уж нет дома с башенками, построенного Шилайнером, в котором за его долгий век побывали и металлоткацкая фабрика, и комендатура (во время оккупации Барановичей германцами), и типография. Нет и домов на правой стороне улицы, которые мы видим на старой открытке…
Кстати, в одном из них, во втором, находился писчебумажный магазин М. Литвака, одного из издателей барановичских открыток. Интересно, что карточка с видом Мариинской улицы, с которой мы познакомились, была выпущена именно им, а его магазин был, очевидно, первым местом её продажи. Сегодня на его месте – западное крыло 136-квартирного жилого дома, сданного в 1960 году. В доме же напротив, построенном в начале 1960-х годов, как и в том, что было до него на этом месте, находится типография.
И эта открытка, относящаяся примерно к тому же времени, что и опубликованная в предыдущем номере «Нк», посвящена Мариинской улице. Но выпущена она уже М. Рабиновичем, который наряду с М. Литваком вдовоенное время активно издавал открытки с видами Барановичей.
На открытке – вид на Мариинскую от перекрёстка улицы и улицы Александровской. Справа один из самых красивых домов в местечке, принадлежал он М. Брегману. Судя по вывескам, помещения его использовались хозяином с выгодой для себя и пользой для жителей Барановичей. Кроме магазина и склада готового платья, принадлежавших самому М. Брегману, здесь разместились склад меховых товаров М. Шерешевского, отделение минской шляпной мастерской Красинской-Айзенштадт, филиал киевской парикмахерской З. Бишенкевича…
В прилепившейся к южному фасаду одноэтажной пристройке находился писчебумажный магазин М. Рабиновича.
На фотографии 2011 года – улица Советская, недавно пережившая реконструкцию проезжей части, одним из замечательных результатов которой стало спасение базальтовой мостовой на участке между улицами Горького и Комсомольской.
В бывшем доме М. Брегмана размещается краеведческий музей. Он переехал сюда с улицы Мицкевича, нынешней Ленина, в 1960 году. Поначалу занимал лишь верхний этаж, а с 1986 года стал полновластным хозяином этого старого дома с богатой историей.
Одной из страниц этой истории посвящена мемориальная доска на здании. Текст доски свидетельствует о том, что в этом здании в годы Первой мировой войны находился штаб армии противника. Этот факт даёт основания предположить, что в этом доме, возможно, бывал и германский кайзер Вильгельм II, в то время дважды приезжавший в Барановичи.
Вполне вероятно, что для получения этого вида фотографу пришлось взобраться со своим громоздким аппаратом на столб, подобный тому, что на переднем плане, – при съёмке с переходного моста, который в то время был за ним на некотором расстоянии, вокзал оказался бы ещё дальше, чем на фотографии, которую он нам оставил.
Благодаря этому мы можем увидеть и оценить путевое хозяйство станции, представить местонахождение пассажирского вокзала, построенного в 1899 году, увидеть водонапорную башню, соединённую трубопроводом со Жлобинским озером, и полюбоваться сквером, который подходил к вокзалу с северной стороны.
Сегодня уж нет нужды взбираться на столб для того, чтобы увидеть территорию, прилегающую к вокзалу, – появился путепровод.
Знакомясь по фотографии 2009 года с видом, полученным с его высоты, нетрудно заметить, что время для этой станции шло не даром. И рельсы, и шпалы, и техника – всё в наши дни другое. О былом напоминает лишь расположение объектов, запечатлённых на открытке, – вокзала, платформ, путей, водонапорной башни, сквера… В наши дни все они, хоть и не такие, как были когда-то, находятся на прежних местах.
Вернее, почти все: глядя на кипящую внизу работу по организации экспозиции отдела железнодорожной техники Музея истории Барановичского отделения Белорусской железной дороги (слева), нельзя не отметить, что нынешний сквер в сравнении с прежним стал намного меньше – часть его была передана этому музею.
Поскольку мы не имеем возможности обеспечить этот вид соответствующей парой, попробуем сравнить безымянную улицу с какой-нибудь современной, которую роднит с местечковой то, что и она находится вдали от многолюдных мест.
Похоже, что на фотографии 2009 года одна из таких улиц – Коммунистическая. Тихая, спокойная, с минимальным набором магазинов, которые посещаются, в основном, жителями близлежащих домов.
На карте города она появилась в 1963 году. Поначалу соединяла улицы Советскую и Притыцкого и разделяла первые барановичские микрорайоны, положившие в 1960-х годах начало Южному жилому району города. К настоящему времени улица стала длиннее: вытянувшись в западном направлении, она дошла до улицы Куйбышева.
На данной открытке – участок Елизаветинской улицы, названной оккупантами именем Бисмарка. В память о человеке, осуществившем во второй половине ХIХ века объединение Германии.
Давно уж на этой улице, ныне называемой Красноармейской, нет строений, подобных тем, что мы видим на старой открытке.
Следуя примеру фотографа, который почти столетие назад искал здесь что-то необычное, «самое-самое», попробуем и мы найти нечто подобное. Но, в отличие от него, – положительное. Думается, для этого вполне подойдёт вид, запечатлённый на фотографии 2010 года.
Так уж получилось – снимок этих домов, которые мы нашли в самом конце улицы, даёт возможность не только полюбоваться жилищами сегодняшних горожан, но и поговорить о размерах Красноармейской. Дело в том, что прежде эта улица была значительно длиннее. Она не заканчивалась, как сегодня, на переулке Рылеева, а дойдя примерно до этих домов, сворачивала и, слившись с участком старого новомышского тракта, который, как и улица до этого места, шёл на запад, доходила до Шоссейной.
Открытки во время оккупации Барановичей германскими и австро-венгерскими войсками довольно часто выпускались на основе рисунков с местечковыми видами и сценками из жизни пришельцев.
Одна из таких открыток перед нами. На ней, выпущенной в 1916 году, воспроизведён рисунок, на котором можно видеть Бисмаркштрассе, бывшую Елизаветинскую, в районе, где эта улица в конце прямого участка делала двойной поворот и направлялась к Шоссейной. Перед нами начало этого зигзага. Впереди, за поворотом, – второй прямой участок, который и выводил улицу к Шоссештрассе.
Форма крон деревьев, которые виднеются вдали, даёт основания предположить, что перед нами лиственницы. Уж не те ли, что и сегодня растут неподалёку от изображённого места, на Брестской улице, там, где прежде заканчивалась Елизаветинская?
Имя художника, по всей видимости, любителя, удалось установить – Курт Арендт.
На фотографии 2010 года – лиственницы. Думается, те самые, что вдохновляли почти век назад автора рисунка для открытки, посвящённой Бисмаркштрассе.
То, что они находятся на углу Брестской улицы и безымянного проезда, бывшего когда-то участком новомышского тракта, а затем Елизаветинской улицы, то есть на некотором расстоянии от изображённого уголка, объяснить не так уж и сложно – мы ведь видели их не на старой фотографии, а на рисунке. Автор его вполне мог и «не заметить» каких-то деталей и «передвинуть» что-то с одного места на другое… Быть может, он хотел с помощью этих деревьев, растущих неподалёку от места, которое изображал, оживить вид мало чем примечательной улочки?
В пользу такого предположения говорит и то, что существует ещё одна открытка того же времени с таким же рисунком, как на карточке, с которой мы познакомились, но – лишь с одним деревом.
На ней – Бисмаркштрассе, бывшая Елизаветинская улица, которая, как следует из плана местечка Розвадово, начиналась от Мариинской и шла в западном направлении до улицы Шоссейной.
О местонахождении улицы Мариинской, которую в то время, что запечатлено на старой фотографии, назвали Хауптштрассе, можно судить по высокому фонарному столбу. Возле него справа – двухэтажное здание электротеатра «Эдем». Дальше, за перекрёстком, – переулок, будто продолжающий улицу. Он выходил на Шоссештрассе, на которой можно рассмотреть несколько грузовых машин, стоящих под навесом. По всей видимости, там находилась какая-то транспортная часть оккупантов.
Место, запечатлённое на старой фотографии, на нынешней Красноармейской выглядит примерно так, как на снимке 2011 года, – о былом напоминает лишь основательно перестроенный дом на углу этой улицы и Советской (вдали справа). Тот самый, в котором в 1909 году был открыт «электротеатр «Эдем», первый барановичский кинотеатр.
Переулка, который прежде продолжал улицу, уже нет. С завершением в 1950-х годах строительства трёхэтажного здания на улице Советской он сместился к югу, сохранив, правда, своё последнее название – переулок Слуцкий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.