- Категория:
- Рейтинг:5.0/1
- Активность:743
По сути, это справочник, в котором можно найти ответы на вопросы, касающиеся времени бытования названий городских улиц и переулков. Буквально всех – и тех, что употребляются сегодня, и тех, что уже ушли в прошлое, и даже тех, что всего лишь планировались когда-то. Наиболее многочисленная группа среди последних – названия улиц «города Розвадово», обнаруженных автором на той части плана этого несостоявшегося города, которая была разработана в начале прошлого века графом И.А. Розвадовским. К сожалению, книга не нашла пока своего издателя, но автор сделал её вполне доступной, передав компьютерные распечатки варианта в музей, архив и библиотеку. Таким образом, горожане,интересующиеся историей городских улиц и переулков, имеют возможность ознакомиться с этой работой.
Конечно же, упомянутые распечатки являются сокращённым вариантом книги – в них не включены приложения, которыми она снабжена. Одно из них, например, «Барановичи на старых и современных фотографиях», построено на фотографиях с барановичскими видами. Эти фотографии, подобранные по принципу «было – стало», позволяют представить, как выглядел тот или иной уголок города прежде и каким он стал сегодня. В этом приложении использованы открытки и старые фотографии из фондов Барановичского краеведческого музея и снимки современного города, сделанные Станиславом Щербаковым, выступившим в данном случае в роли фотографа. <lj-cut>
Сегодня, накануне знаменательного события – 140-летия рождения нашего города, начавшего свою историю как станция Московско-Брестской железной дороги, которая 16 (28 по новому стилю) ноября 1871 года вступила в строй действующих, – мы начинаем публикацию этих интересных, как нам кажется,
материалов, предоставленных газете автором. На открытке, начинающей ряд карточек, выпущенных около 1910 года, запечатлён вокзал станции Барановичи Московско-Брестской железной дороги, или, как её называли ещё, Барановичи-Центральные.
Казалось бы, на ней – обычный для начала прошлого века вид. Тем не менее перед нами место, которое вполне можно отнести к наиболее примечательным в Барановичах – именно здесь сто сорок лет назад начался отсчёт местной истории. Отсюда «пошёл», выражаясь языком древнего летописца, город – к этому вокзалу 16 (по новому стилю – 28-го) ноября 1871 года прибыл и отсюда был отправлен в сторону Бреста товаро-пассажирский состав, открывший движение на участке Смоленск–Брест Московско-Брестской железной дороги. Скоро в районе этого вокзала возник посёлок, который и стал очередным, после сданной в эксплуатацию станции, этапом формирования рождающегося города.
Барановичи-Центральные совсем не долго были крошечным остановочным пунктом на однопутном участке Московско-Брестской железной дороги. Значение этой станции, находившейся на одной из наиболее оживлённых транспортных артерий России, стремительно возрастало. Скоро она заняла ведущее место среди трёх станций барановичского железнодорожного узла и по интенсивности движения поездов, и по грузообороту.
В настоящее время станция Барановичи-Центральные является одним из крупнейших железнодорожных предприятий страны. Здание вокзала этой станции, которое мы видим на снимке справа, уже третье по счёту и, в отличие от предыдущих, каменное, было построено в 1957 году примерно на том же месте, где находился вокзал, который мы видим на старой открытке.
Эта открытка выпущена в начале ХIХ века. И на ней мы видим вокзал барановичской станции, но уже другой, – Барановичи-II Полесских железных дорог. Сданная в эксплуатацию в 1884 году как станция Вильно-Ровенской железной дороги, она получила это название в 1886 году. Произошло это в связи с тем, что дорога, соединявшая Вильно с Ровно, вошла в систему Полесских железных дорог.
Во время выпуска открытки этому красивому, будто выточенному из камня зданию было около десяти лет – в 1899 году оно пришло на смену деревянному, построенному в 1884 году.
К сожалению, совсем коротким оказался его век – осенью 1915 года при отступлении русской армии вокзал был взорван. Стены его, однако, уцелели и в начале 1920-х годов стали основанием для очередного варианта Полесского вокзала.
На фото 2009 года – вокзал, называемый так же, как и предыдущий, но разительно отличающийся от всех своих предшественников. И от запечатлённого на открытке слева, второго по счёту Полесского вокзала, и от третьего, построенного на основе его «коробки» в начале 1920-х годов и разрушенного при освобождении города от фашистов.
Здание последнего варианта Полесского вокзала, уже четвёртого на этом месте, было сдано в эксплуатацию в конце 1948 года. Событие это, судя по публикациям в областной газете того времени, стало одним из наиболее ярких в жизни послевоенного города. По многим причинам – и потому, что вокзал был всё-таки возрождён, и потому, что заработал он почти на два месяца раньше намеченного срока. И, наконец, потому, что строители приурочили его открытие к 7 ноября, к годовщине Октябрьской революции.
Эта открытка выпущена в начале ХIХ века. И на ней мы видим вокзал барановичской станции, но уже другой, – Барановичи-II Полесских железных дорог. Сданная в эксплуатацию в 1884 году как станция Вильно-Ровенской железной дороги, она получила это название в 1886 году. Произошло это в связи с тем, что дорога, соединявшая Вильно с Ровно, вошла в систему Полесских железных дорог.
Во время выпуска открытки этому красивому, будто выточенному из камня зданию было около десяти лет – в 1899 году оно пришло на смену деревянному, построенному в 1884 году.
К сожалению, совсем коротким оказался его век – осенью 1915 года при отступлении русской армии вокзал был взорван. Стены его, однако, уцелели и в начале 1920-х годов стали основанием для очередного варианта Полесского вокзала.
На фото 2009 года – вокзал, называемый так же, как и предыдущий, но разительно отличающийся от всех своих предшественников. И от запечатлённого на открытке слева, второго по счёту Полесского вокзала, и от третьего, построенного на основе его «коробки» в начале 1920-х годов и разрушенного при освобождении города от фашистов.
Здание последнего варианта Полесского вокзала, уже четвёртого на этом месте, было сдано в эксплуатацию в конце 1948 года. Событие это, судя по публикациям в областной газете того времени, стало одним из наиболее ярких в жизни послевоенного города. По многим причинам – и потому, что вокзал был всё-таки возрождён, и потому, что заработал он почти на два месяца раньше намеченного срока. И, наконец, потому, что строители приурочили его открытие к 7 ноября, к годовщине Октябрьской революции.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.