8 ліпеня 1944 года войскі 1 Беларускаг фронта (начале Маршала Савецкага Саюза К. К. Ракасоўскага) пад час апэрацыі «Баграціён» – вызвалілі наш горад. Лепш за ўсё пра ўваход у горад савецкіх войскаў раскажуць самі удзельнікі тых баёў:
Успаміны Аляксея Зорына, салдата 241-га стралковага палка
-Наш полк входил в город со стороны урочища Гай. Нелегко нам дался этот рубеж, потому что. Отступая, немцы оставили заслон. Фрицы сражались упорно, выкуривать их из леса пришлось всю ночь. Только на рассвете полк смог войти в Барановичи.
Было раннее утро. Предрассветный час. Тишина. Уцелевшие окна закрыты ставнями. Город спал. Советские солдаты шли тихо Так же тихо отступали немцы.
Они боялись окружения, поэтому бесшумно старались убраться из города. А мы не хотели нарушать короткий летний сон наших людей. Просто тихо радовались новому освобождённому населённому пункту.
В течении дня город был очищен от немцев. Ещё некоторое время 241 стрелковый полк базировался в районе теперешней нефтебазы, потом войска двинулись в сторону Новой Мыши. Именно тогда Алексей и смог рассмотреть город, который пришлось освобождать.
-В районе Полесского вокзала особых разрушений не было, видно, немцы берегли железнодорожный узел. А вот центр города пострадал сильно. Вместо домов – сплошные руины с зияющими дырами. Но война шла к концу, и мы надеялись дожить и всё отстроить заново.
Записала Галина Загадская "Они радовались каждому освобождённому городу”, "INTEX-PRESS ” №28 ад 4.07.2002г.
Успаміны салдата – мінамётчыка Паўла Арцем’евіча Васькіна (133-ці кавалерыскі полк, 4-га Кубанскага казачага корпусу):
– Бои на подступах к Барановичам были на редкость отчаянные со стороны противника, — вспоминает ветеран. — По сути это был последний сильный укрепраен на брестском направлении. Советские войска непрерывно вели контратаки, и фашисты не смогли выдержать такого натиска, начав поспешное отступление. И только 8 июля сопротивление немцев было окончательно сломлено. Кубанские казаки стремительно двинулись вперед, перерезав железнодорожное полотно Лида-Барановичи, замкнув тем самым в кольцо северо-западную барановичскую групировку гитлеровцев. Поле этого мы беспрепятственно двинулись на Слоним, а затем и к польской границе…
"Наш Край” № 9, 22.01.2005 Николай Ракитный "Слово из огня”
Успаміны генерала арміі Батава П.І. "В походах и боях”
<…>После взятия Бобруйска армия снова собралась в кулак. Оба наши корпуса, преследуя противника, двигались на Барановичи. Расчеты показывали, что можно овладеть этим городом к 10 июля. Особенность наступления в этот период — широкое применение подвижных отрядов. Каждая дивизия выделяла один-два стрелковых батальона, усиленных несколькими танками и орудиями. Темп продвижения доходил до 30 — 40 километров в сутки. По параллельным полевым дорогам, на автомашинах отряды выходили далеко вперед от главных сил соединений, перерезали вероятные пути отхода противника и встречали его внезапным огнем…
Перечислить всех отличившихся в этих схватках невозможно. Назову передовой отряд 193-й дивизии, которым командовал подполковник Павел Игнатьевич Черепок. В первый день он прошел 45, во второй — 60 километров, перерезал шоссейную дорогу Слоним — Барановичи, захватил мост на реке Щара и обеспечил дивизии беспрепятственное форсирование водного рубежа. На мосту произошел любопытный эпизод. Подкатила легковая автомашина. Пожаловал генерал Шмидт, начальник инженерных войск 9-й немецкой армии. На допросе он показал, что ехал проверять состояние переправ.
Освобожден Слуцк. Занят Несвеж… В то время как 48-я армия перерезала коммуникации минской группировки и перехватывала ей путь на Барановичи, мы должны были взять этот крупный железнодорожный узел и тем внести свой вклад в окружение 4-й немецкой армии.
Все эти дни оперативная группа командарма находилась в войсках, добиваясь усиления темпа. В частности, корпус Алексеева в ходе наступления был переброшен с правого фланга на левый и днем 7 июля вел бой дивизией Фроленкова на южной окраине Барановичей. С востока вплотную к городу уже подошли три дивизии 18-го корпуса, среди них 15-я Сивашская полковника Гребенника. Она первой завязала схватки на улицах.
Словом, был нормальный бой. Пожелав Дмитрию Фёдоровичу Алексееву успеха (его НП уже находился в 3 километрах от города), мы с Радецким смогли вырваться на КП армии в деревушку Велька, куда наконец сумел подтянуться и весь штаб армии во главе с Бобровым. Впервые за несколько дней привели себя в порядок. Только побрились и почистили сапоги, по улице проскочили машины, круто затормозив у нашей избы. Радецкий выглянул в окно – Жуков! Мы выскочили на крыльцо. Хотел порадовать представителя Ставки, но вышло другое.
-Бреетесь?… Одеколонитесь?… Почему не взяты Барановичи?
Кое-как увели его в избу. Там он продолжил разнос…. Эта невыносимая сцена закончилась тем, что Жуков приказал Радецкому выехать в Барановичи и не возвращаться, пока город не будет взят. Отшвырнув ногой табурет, Жуков вышел, с шумом захлопнув дверь….
Под утро позвонил Радецкий:
— Все идет нормально.
— Ты откуда говоришь?
— Из Барановичей. Прошел с Алексеевым весь город. Сижу на НП у Гребенника, на кладбище. Бой идет успешно в полутора километрах западнее.
Прошла 20 дней с начала операция "Багратион”. Немецкая группа армий "Центр” разгромлена. План Ставки выполнен. Вслед за 9-й попали в окружение главные силы 4-й немецкой армии. Потери противник” огромны. Только перед нашим фронтом более 100 тысяч убитых и раненых немецких солдат и офицеров. 65-я армия пленила свыше 20 тысяч гитлеровцев, уничтожила к захватила 1500 орудий и минометов, 10 тысяч автомашин.
Наступление продолжалось.
Генэрал арміі П.І. Батаў "В походах и боях”
Успаміны Скрыпко М.С. канец чэрвеня 1944
В ходе Белорусской операции представители Ставки не раз вносили коррективы в наши планы. Как-то крупная группа бомбардировщиков вылетела для удара по железнодорожному узлу Барановичи, через который осуществлялись перевозки войск противника. Докладываю Жукову, что по его заданию соединения АДД закончили взлет и идут на указанную цель.
— Не нужны мне ваши Барановичи, — нахмурился Жуков. — Обстановка изменилась. Юго-западнее Августова обнаружено большое скопление фашистских танков.
— Очевидно, выдвигается на фронт новая танковая дивизия противника. Цель очень важная. Надо во что бы то ни стало задержать фашистские танки, потрепать резервную дивизию врага. <…>
Скрипко Н.С. "По целям ближним и дальним” чэрвень 1944
Успаміны лётчыка Сяргея Ігнцьевіча Рудэнка:
Второй этап Белорусской операции начался 5 июля. Войска 2-го и 3-го Белорусских фронтов частью сил приступили к ликвидации окруженной в районе Минска вражеской группировки, а основными продвигались на запад. Армии 1-го Белорусского фронта получили задачу нанести главный удар на Брест, овладеть городами Барановичи, Лунинец и не позднее 10-12 июля выйти на рубеж Слоним, Пинск. В дальнейшем им предстояло освободить Брест и захватить плацдармы на правом берегу реки Западный Буг. Главной задачей 16 ВА на начальном этапе этого периода являлась поддержка наступающих частей. [228]
6 и 7 июля войска 48, 65 и 28-й армий вели бои за город Барановичи, превращенный противником в мощный узел обороны. 500 бомбардировщиков и штурмовиков действовали по укреплениям врага всей своей мощью. 8 июля гитлеровцы были выбиты из города. Пользуясь тем, что наши авиаторы непрерывно наращивали удары по отступающему противнику, стрелковые части форсировали реку Шара и 16 июля вышли на рубеж город Свислочь (западный), Пружаны.
Об эффективности наших ударов с воздуха свидетельствует отзыв, полученный из штаба 28-й армии. В нем говорилось:
«2-я гвардейская штурмовая Черниговско-Речицкая Краснознаменная ордена Суворова дивизия в период с 4.7.44г. по 15.7.44г. произвела 320 самолето-вылетов на штурмовку и 40 самолето-вылетов на разведку. Бомбардировочно-штурмовыми ударами уничтожено много танков, бронемашин, артиллерии на огневых позициях, автотранспорта и пехоты противника при овладении г. Барановичи и крупными населенными пунктами Тимковичи, Смежево, Клецк, Синявка, Ляховиче, Русиновиче, Кширошин.
Боевые действия экипажей штурмовиков и их взаимодействие с наземными войсками было организовано хорошо»
"Крылья Победы ” Рудэнка С.І.