- Категория:
- Рейтинг:5.0/1
- Активность:1044
В Барановичах проходит фестиваль духовой музыки «Белорусские фанфары» |
В Барановичах с музыкой — полный порядок. Есть музыкальное училище, выпустившее в свет немало популярных исполнителей; свой замечательный духовой оркестр, известный далеко за пределами Беларуси. Но главное — здесь проводится международный фестиваль духовой музыки «Белорусские фанфары». Как раз в эти дни по городу маршируют оркестры из разных стран, возглавляют дефиле духовиков бойкие мажоретки — участницы торжественных шествий. Фест стартовал в четверг и завершится в воскресенье завораживающей красоты марш–парадом. С уникальным фестивалем связано имя одного человека. Но какого! Василий Прадун — дирижер, исполнитель, руководитель, преподаватель, магистр и просто фанат духовой музыки. Встречайте.
— Василий Степанович, а почему все–таки
духовая музыка? В какой–то определенный момент выбор делает, конечно,
каждый человек. Кто–то авторской песней начинает заниматься, кто–то
попсу пишет, что намного прибыльнее. А вы вот выбрали духовую музыку...
—
Да, мое сердце и душа отданы ей уже 45 лет. Родом я из Украины. Родился
в городе Любомль Волынской области, до границы с Беларусью — всего 50
км. А духовая музыка — это увлечение с детства. Услышал как–то оркестр в
родном городе, и все. Случилась, как говорят, первая и последняя
любовь.
— Возможность учиться — инструменты, педагоги — была?
—
Старший брат уже занимался в музыкальной школе, играл на баяне. И когда
я пришел туда, преподаватели предложили баян и мне. Мол, двое братьев,
один инструмент... А я уперся, увидел трубу и заявил, что буду играть
только на ней. Хотя первый год за неимением других инструментов
занимался на кларнете. Такая жизнь была, трудная. В 1964 году мне было
всего 9 лет... Потом поступил в музучилище сюда, в Барановичи.
— Как получилось, что вы на всю жизнь остались в этом городе...
—
А очень просто. Окончил Белорусскую государственную консерваторию имени
А.В.Луначарского и вернулся из Минска преподавать в своем же училище. У
меня ведь три специальности: солист оркестра, дирижер и преподаватель.
Вот во всех трех я себя и находил.
— Когда стали руководить городским оркестром?
—
За то, чтобы появился у нас свой городской оркестр, я воевал лет семь.
Ходил, просил, доказывал, что он просто необходим. А 1 марта 1998 года
было принято соответствующее решение горисполкома. Этот день мы считаем
днем рождения оркестра. Спасибо бывшему мэру Барановичей и Минска
Михаилу Яковлевичу Павлову, он тогда услышал нас и настоял, чтобы такой
коллектив был создан.
— Думаю, жители города — невероятно
счастливые люди. У них есть возможность слушать не только выступления
собственного высокопрофессионального коллектива, но и множества других
духовых оркестров. Я говорю о международном фестивале «Белорусские
фанфары». С чего, кстати, он начинался?
— С духовых конкурсов:
сначала городского, потом областного и республиканского. И как–то
традиционно Барановичи стали местом проведения таких музыкальных
соревнований. Потом придумали фестиваль... В 1993 году я впервые попал
на подобный праздник во Франции и буквально загорелся идеей организовать
нечто подобное и у нас. В 1996 году мы провели первый республиканский
праздник. На него приехали известнейшие в стране музыканты. Ну а три
года назад при содействии Министерства культуры, Брестского облисполкома
и Барановичского горисполкома организовали первый международный
фестиваль: с конкурсом, с традиционным парадом оркестров и мажореток.
— Целый карнавал получился.
—
В общем, да. В Европе ведь таких масштабных форумов почти не делают. У
них люди скромно празднуют приход весны или лета, а заодно приглашают
духовые оркестры... Теперь и у меня появилась идея проведения фестиваля,
где в мастерстве смогут состязаться не только духовики, но и
фольклорные, эстрадные, джазовые группы. Все–таки пригласить на фест
камерный коллектив легче, чем оркестр из 50 человек.
— Нынче были трудности с их приездом?
—
Не без этого. Оркестры из Литвы, Молдовы, Польши, России и Украины
прибудут лишь в качестве гостей, а конкурс пройдет только среди
белорусских коллективов. К сожалению, многие потенциальные участники из
городов–побратимов, а их у Барановичей больше десяти, приехать не
смогли. Но гости выступают с отдельными концертами.
— Оркестр,
играющий на открытой площадке в городском парке, — излюбленная картинка
кинорежиссеров, иллюстрирующая 50 — 60–е годы прошлого века. Тогда
духовой оркестр сопровождал людей буквально повсюду. Сейчас, мне
кажется, эта традиция уходит даже не на второй, на десятый план...
—
Духовая музыка — такой вид искусства, который объяснять не надо. Если
человек не глухой — поймет сердцем, душой. Я уверен, что люди ходили бы
на концерты с удовольствием. Однако пока такой возможности нет. В городе
нет соответствующей площадки — концертного зала.
Другое дело,
что престиж профессии музыканта духового оркестра значительно упал,
особенно за последние 5 лет. С интересом в музыкальных школах дети идут,
пожалуй, лишь на саксофон. Хотя я убежден, что интерес процентов на 90
зависит от педагога. Дети ведь очень чувствуют искренний интерес,
самоотдачу в профессии.
— Как и музыканты оркестра?
—
Конечно. Чтобы играть много лет в таком коллективе, нужно обязательно
быть энтузиастом, я бы сказал даже фанатиком в позитивном значении
слова. Наши музыканты — совместители. Заняты на основной работе, а потом
приходят на репетиции, концерты. Это непросто. Я вот каждый год беру
молодежь из училища в оркестр — к осени остаются один–два человека, из
тех, кто относится к работе в коллективе серьезно, а не как к обязаловке
в школьном хоре.
— Значит, не щадите их?
— Жалость —
это за столом, за чашкой чая. А в работе — только требовательность.
Отсюда и результаты, и высокий уровень исполнительского мастерства, и
приглашения выступить в Европе. За 12 лет мы объехали весь юг Франции,
побывали в Италии, играли на известном фестивале в Сан–Ремо, трижды
выступали в Ницце... Возможно, нам повезло, потому что оркестр работал с
известным во Франции агентством Алана Бланшара, страстного любителя
духовой музыки.
— Побеждаете в конкурсах часто?
— Не
жалуемся. Вот видите, кубки стоят, дипломы висят на стенах?
Своеобразный отчет о проделанной работе. Закончим этот фестиваль, будем
готовиться к следующему. Хочу возродить традицию летних концертов в
городских парках. Мечтаю, чтобы в Беларуси любили и принимали духовую
музыку.
Фото автора и предоставлены Василием Прадуном.
Автор публикации: Татьяна ГРИНКЕВИЧ