- Категория:
- Рейтинг:0.0/0
- Активность:801
Говорят, у каждого эмигранта через какое-то время после отъезда из родной страны случается душевный кризис — то самое томление по родным березкам, тенистым улочкам, мамкиным котлетам и дворовым друзьям. Наверное, сложно привыкать к чужой стране, менять привычки и круг общения, однако на помощь таким бедолагам приходит бизнес. Книжные магазины, местная пресса и, конечно, продукты питания. Многие слышали о «русских» магазинах за рубежом, а Onliner.by побывал в таком в Ницце. Владелец у него — белорус, выходец из Гродненской области. Даже на Лазурном берегу есть место, где можно купить семечки, икру и гречневую крупу!
«Вы заходи́те, не стесняйтесь. У нас сегодня прием товара с утра, поэтому все немного заставлено коробками, — встречает нас Виталий у входа. — Мы как раз с женой распаковываем и расставляем продукты».
Бизнес у слонимчанина семейный. В Ниццу он приехал еще 12 лет назад — до этого служил в белорусской армии, а потом трудился наемным рабочим в Германии. Уже во Франции у Виталия родился один из детей, появилась собственная квартира, но паспорт остался белорусским. «Зачем мне его менять?» — пожимает плечами владелец магазина. Впрочем, за 12 лет в документе так и не появилось ни одного штампа о пересечении границы родины — бизнес не отпускает надолго.
«Идея открыть „русский" магазин мне пришла в голову, когда я проживал в Германии, — вспоминает Виталий. — Там этот бизнес очень развит, много соотечественников — много клиентов. А во Франции в те времена подобных сетей практически не было, и я посчитал возможным открыть нечто подобное самому. Сейчас, правда, времена изменились — „русских" магазинов только в Ницце уже 8 штук».
Лазурный берег выходцы из Советского Союза облюбовали давно. Граждане России, Украины, Беларуси, стран Средней Азии и Закавказья приезжают в Канны, Ниццу, Антибы за хорошим климатом и неспешной жизнью. Никто не считал, сколько из них тоскует по отечественным продуктам питания, но на отсутствие посетителей Виталий не жалуется. 80 процентов его клиентов — бывшие жители «наших» стран, еще 20 — французы.
«Очень надеюсь, что количество коренных жителей в моем магазине станет больше,— говорит слонимчанин. — Тенденция радует: французы открывают для себя вкусные русские продукты, приходят все чаще».
Виталий не боится, что с постепенной сменой публики сменится и ассортимент — под их вкусы. Наоборот, с открытием бизнеса в магазине было около трети всех товаров местного производства — это было необходимо для разворачивания деятельности и, как говорит белорус, «поддержки штанов». «Магазин с французскими товарами „работает" сразу, — говорит Виталий. — Да и сейчас без них никуда — люди заходят то за „кока-колой", то за местным пивом».
Слонимчанин жалеет, что на прилавках его магазина почти не встречаются товары, сделанные в Беларуси. Говорит, организовать поставки продуктов с родины сложно — нету выстроенных логистических цепочек, есть трудности в переговорах с самими производителями. Бывает только «Лидский квас» и пряники «Настенька» одного минского хлебозавода.
«Поставки продуктов питания во все „русские" магазины осуществляются через Германию, — продолжает Виталий. — Но крепкие связи у оптовиков налажены только с производителями из России и Украины».
И действительно, на прилавках — исключительно продукция наших южных и восточных соседей: сибирское сало, херсонский хрен, краснодарский томатный соус, колбасные изделия, тушенка и плов из России, гречневая крупа, пиво «Балтика». В магазине достаточно свежих молочных продуктов, творога, сыра, сгущенки, кефира — но все это сделано не в Беларуси, известной своей крепкой молокоперерабатывающей промышленностью и перманентными повелениями чиновников наращивать экспорт. Даже хлеб «Бородинский» и семена подсолнечника — не с родины Виталия.
Единственный продукт с маркировкой Made in Belarus нашелся на прилавке с ликеро-водочными изделиями. Одинокая бутылка водки столичного завода «Кристалл» ютилась среди «Хортицы», «Немирова» и «Русского стандарта». Цена на нее оказалась вполне европейской — 16 евро за пол-литра.
«За чем приходят покупатели? Вот, захотелось чего-то вкусненького из „доэмигрантского прошлого" — приходят сюда. Огурчики, помидорчики маринованные, сало у нас очень хорошее…» — рассказывает Виталий.
У него широкий выбор гречки — крупы, незаслуженно игнорируемой в странах Западной Европы. По словам слонимчанина, ее можно купить и во французских магазинчиках органической пищи, но она получается здесь невкусной.
Торговать русскими продуктами в Ницце выгодно. Несмотря на выросшую конкуренцию, Виталий доволен своим бизнесом и никуда из него уходить не собирается. Правда, уточняет, что не каждый остается на плаву — несколько «русских» магазинов на Лазурном берегу закрылось из-за нерентабельности.
У нашего соотечественника, наоборот, все идет хорошо. К семейному бизнесу подключился русский напарник и двое наемных рабочих — девчонки-кассирши. Одна, к слову, тоже из Беларуси.
«Французские законы очень лояльны, — делится особенностями ведения бизнеса в Ницце Виталий. — Трудности, конечно, тоже есть. Одна из главных, на мой взгляд, — недоверие французов. Например, вы можете обладать деньгами, бизнес-планом, всеми необходимыми документами, но вам не сдадут желаемое помещение. Просто потому, что вы показались арендодателю ненадежным человеком или у вас отсутствует история ведения бизнеса. Мешает и „неродной" паспорт».
Виталий говорит, что в его случае поиски продолжались около полугода. До открытия магазина он подавал заявку на аренду помещения около сотни (!) раз и везде получал отказ.
«Думаю, это следствие как раз лояльности местных законов, — полагает он. —Перестань мы платить хозяину помещения, он еще пару лет не сможет нас выселить отсюда, пока будут идти суды. Я же в это время смогу продолжать бизнес, и никто не сможет закрыть магазин».
Однако Виталий и его семья гражданство не меняют и не собираются. «Мы всегда будем белорусами», — говорит он. Вида на жительство хватает, чтобы без проблем вести коммерческую деятельность, обладать большинством прав и передвигаться по миру.
В Ницце проживает около 50 белорусских семей, есть небольшая диаспора, и все интересуются новостями с родины. Виталий говорит, что многое его не устраивает во Франции, и зачастую в качестве положительного примера приводит родину. Правда, считает, что давно не был в Беларуси и пора поехать — «послушать, о чем говорят».
«Мне кажется, люди здесь более эгоистичны, — размышляет слонимчанин. — Это чувствуется на дорогах и в повседневной жизни. Например, купит человек мороженое, выйдет за дверь и тут же бросит обертку на землю, хотя мусорка в одном метре. Как так?»
Виталий считает, что неплохо влился во французское общество. Поначалу было сложно из-за языковых проблем, однако все это прошло довольно быстро. Несколько месяцев обучения в школе и постоянная практика в ходе коммерческой деятельности позволили подтянуть язык до нужного уровня. «На философские темы, конечно, не поразмышляю, но поддержать могу любой бытовой разговор», — считает белорус.
Но дома у Виталия остается главным русский язык. Дети свободно разговаривают и на французском, причем акцент не замечают даже их местные сверстники.
«Я заметил за моими знакомыми, у которых здесь дети, что у них произошло доминирование французского, появились сложности с родными языком. Мы не хотим такого», — говорит слонимчанин.
Да, чуть не забыли. Магазин Виталия из Слонима по адресу ул. Арсон, 29, в Ницце называется «Аврора» — как известный крейсер, натворивший в семнадцатом году дел. Не потому, что хозяин как-то особенно относится к тем событиям, а просто из-за своей звучности и «раскрученности» бренда самой историей.
В общем, будете в Ницце — заходите. Семья Виталия, как нам показалось, немного скучает по общению с земляками и всегда рада им на жаркой французской земле.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.