- Категория:
- Рейтинг:5.0/8
- Активность:1476
«Сотрясение воздуха»
вместо эпиграфа:
«Посидели,
потрындели, покурили, обсудили
и все… и все так…
все…»
из монолога в
художественном фильме Н.С. Михалкова «12»
13.12.2012 Вашему
покорному слуге довелось побывать на заседании Координационного совета Барановичского районного
исполнительного комитета. Для людей несведущих поясню, Координационный совет –
это коллегиальный «государственный орган», призванный решать в комплексе все
проблемы, возникающие в рамках реализации Декрета Президента Республики
Беларусь от 24.11.2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной
защите детей в неблагополучных семьях».
Декрет, я Вам так
скажу, как и большинство белорусских нормативных правовых актов отличный, как
по содержанию правовых норм, так и по своему моральному посылу.
Казалось бы, с
момента принятия Декрета № 18 с 2006 года прошло 6 лет!
Почему за 6 лет
никто из ведущих умов страны не смог придумать, как же его надлежащим образом
реализовать!? Но, разруха, как известно, «не в клозетах, а в
головах». Именно в процессе реализации данного Декрета и других нормативных
правовых актов, принятых во исполнение его норм, и возникают проблемы.
Можно долго спорить
об эффективности правовых норм, но давайте будем реалистами – Закон исполняется
людьми. И пусть все станут обвинять меня в необъективности суждений, узости
взглядов, но я позволю своей скромной персоне высказать мнение по поводу данной
проблемы нашего современного белорусского общества.
Давайте говорить о
проблеме по существу, а не топтаться «около» нее. Красивые цифры статистики, стремление
выглядеть на фоне области, республики, белыми и пушистыми, не решают проблему,
а отодвигает ее на задний план. Не хочу никого обидеть, но нам всем реально
безразличны обязанные лица и их дети. Потому, что если мы здоровые, адекватные
белорусы – большинство государства, не можем справиться совместно с
меньшинством – обязанными лицами, то ответ напрашивается сам: мы и не стремимся
справиться с проблемой.
Только когда
проблема приходит в наш дом, мы видим в ней проблему!
Ведь обязанные
лица, это не кто-то с другой планеты, это наш сосед, наш брат, наша дочь, наш
сослуживец. Мы проходим мимо, мы воротим наши благоухающие носики от запаха
обязанных лиц, мы закрываем глаза на насилие в семьях, мы, говоря по-свойски
абыякавы!
Давайте для начала
остановимся на личности этого особого субъекта правовых отношений –«обязанное
лицо». Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что эти люди больны,
больны душевно, подчеркиваю не психически, а именно душевно. Так почему же на
Координационный совет не приглашают священника православной церкви, почему силу
слова Божьего, которая порой сильнее всех других увещеваний, не используют в
процессе ресоциализациии обязанных лиц (слово-то какое красивое и главное
длинное)?! (Я говорю о православии не как о последней инстанции, это может быть
и католический священник. Я говорю о православии, как о религиозном
мировоззрении большинства белорусского общества. Не отвлекаясь от сути
обсуждаемой нами проблемы, остановлюсь на том, что только православие или
католицизм могут применяться как лечение, иначе мы наживем еще большие
проблемы, подтолкнув обязанное лицо в «секту»).
Следуем дальше, обязанные
лица это латентные алкоголики, а порой совсем и не скрытые алкоголики. Отсюда и
прогулы. Проведем логическую цепочку:
Прогул – недополучение
заработка – возрастание задолженности перед государством.
Почему нигде нет
книг, методических пособий о психологии обязанных лиц?! Почему никто не изучает
не проблему обязанных лиц, а их душевные проблемы?
Кто эти люди?!
Животные? Взглянем правде в глаза: если не животные, то морально-волевые
качества этих людей, далеки от нашего светлого представления об этом лучшем из
миров.
Может ли «кукушка»
думать о своих детях? Нет!
Задумайтесь,
большинство обязанных лиц никогда не обращаются в сектор охраны детства не то,
что за консультацией по вопросу возврата детей, но даже просто с просьбой о
свидание с ними.
Это ни о чем не
говорит? Напротив, это говорит о многом:
- межличностные
связи между ребенком и таким родителям теряются навсегда!
- этим родителям не
нужны их дети!
- коэффициент
умственного развития этих людей заканчивается на удовлетворении своих низменных
потребностей: секс, алкоголь, еда!
Обязанные лица, я в
том убежден, уже должны быть на особом счету! на особом контроле! И при рождении
у них новых детей, вопрос лишения родительских прав в отношении новых детей,
это вопрос лишь времени! Почему? Да потому, что в силу объективных причин
(число обязанных лиц высоко, а значит проследить из-за ряда факторов за всеми ими нельзя?! Так ли нельзя?! Вопрос опять же к
адекватным людям, на которых возложена данная обязанность: нельзя или просто не
до этого?).
Почему никто не
ставит вопрос об исключении из списка доходов (Гражданский
процессуальный кодекс Республики Беларусь), на которые не может быть возложено
взыскание по исполнительным документам, единовременных пособий по случаю
рождения ребенка (ведь с рождением каждого последующего ребенка оно
возрастает), почему никто не ставит вопрос о замене этого пособия полностью или
частично (при условии обращение оставшейся части пособия в счет погашения
задолженности перед государством) материальной помощью в виде ежемесячной
выдачи детского питания, подгузников и прочего. Это пособие пропивается!
Ежемесячные пособия,
семьям, воспитывающим детей – это ежемесячное одобренное государством пособие
на водку для обязанных лиц.
Несколько вопросов ко всем присутствующим на Координационном
совете:
Почему ни одного
обязанного лица никогда не бывает на заседании Координационного совета?!
Что же Вы говорите
о проблеме, не выслушав виновника проблемы?
Что же Вы обсуждаете
судьбы, не давая право слова тому, чью судьбу Вы решаете?
От слов перейдем к
делу.
Суть проблемы и
возможные пути ее решения:
Из всех обязанных
лиц необходимо вычленять тех, кого можно перевоспитать (не забывая – их
единицы), и тех, кого перевоспитать нельзя. И нечего тут говорить о морали!
С первыми вопрос
решать комплексно (церковь, отдел образования, наниматель, управление по труду
и социальной защите, фонд социальной защиты) и конечный итог должен быть один –
возврат ребенка в семью.
Если мы не можем
неперевоспитуемое обязанное лицо стерилизовать, то ограничить его свободу мы не
просто имеем право, мы обязаны это делать.
Суть перевоспитания
неперевоспитуемого? Все правовые рычаги на лицо:
Организовывать
вывоз обязанных лиц, совершающих прогулы на работы, «на снег», «на копку земли»
и прочее (мужчины, служившие в армии, поймут мои слова правильно: «греться на снег
лопатой»), но под надзором органов внутренних дел.
Не действует?!
Следующий шаг: привлечение
к уголовной ответственности в виде ареста (СИЗО, арестные дома).
Не действует?!
Следующий шаг: Направление
в ЛТП, если лицо больно алкоголизмом либо направление в исправительную колонию
(и никаких лимитов по направлению в исправительное учреждение быть не должно!).
Почему в армии
дедовщина продолжает иметь место?! Ответ прост: растим мужчин! Защита родины –
священный долг каждого гражданина Республики Беларусь. Так, почему же вопрос Защиты
детей этой же Родины – это вопрос нерешенный!?
Обязанные лица
откровенно попирают как моральные, так и правовые нормы белорусского общества.
Они не желают работать! Единицы становятся
на путь исправления. Почему мы не видим сути проблемы:
ЭТИ ЛЮДИ
БЕЗРАЗЛИЧНЫ!
ОНИ БОЛЬНЫ
МОРАЛЬНО!
НЕЛЬЗЯ СУДИТЬ ИХ ПО
СЕБЕ!
ИХ МИР ДРУГОЙ!
Необходимо на
законодательном уровне предусмотреть единственную возможную меру наказания –
исправительные работы в исправительной колонии, но в исправительной колонии только
для обязанных лиц. Пусть это будут «вольные поселения», «открытые или закрытые
химии», иначе наша пенициарная система не воспитает, а «изуродует» таких людей.
Обязанные лица не
просто видят безразличие в нас! Они видят свою безнаказанность! Поэтому меры,
применяемые к ним, должны быть жесткими! Китайские мудрецы говорили: «На добро
отвечай добром, на зло – справедливостью». Справедливость в том, что обязанное
лицо на то и обязанное, чтобы воспитать, пусть даже под палкой, своих детей.
Только тогда, когда
страх заставит хотя бы задуматься обязанное лицо о последствиях несоблюдения
174 статьи Уголовного кодекса Республики Беларусь, а не ограничится подписью в
подписке о недопущении правонарушения в будущем, только тогда все усилия
направленные на защиту детей, возымеют результат.
Увеличив количество
лишенных свободы обязанных лиц, мы должны в идеале увеличить время, отводимое
для воспитания каждого обязанного лица, оставшегося на свободе.
Подытожим: одних перевоспитываем, а других
изолируем, в назидание другим.
Теперь остановимся
на проблеме взыскания средств, затраченных на содержание детей и задолженности
по такому содержанию.
1) Как уже отмечалось
выше никаких пособий обязанным лицам не нельзя уплачивать. Объяснять стоит
почему? Только выдача вещей, только еды
и др.
2) Не продавать обязанным лицам алкоголь!
3) Не выдавать кредиты обязанным лицам!
4) Жилые помещения, принадлежащие на праве собственности
обязанным лицам, находящимся в исправительных учреждениях, сдавать по договорам
найма, освобождая от налогообложения все полученные средства, направляя их на
возмещение средст,в затраченных государством на содержание детей.
5) Вспомнив приведенную выше логическую цепочку от прогула до
возрастания задолженности по содержанию детей, обратимся к Декрету № 18, принятым в его
исполнение нормативным правовым актам, к Уголовному кодексу Республики
Беларусь. В них черным по белому написано, что отказ обязанного лица от
отработки прогула, от предлагаемой дополнительной работы – это уже основания
для привлечения к уголовной ответственности по ст. 174 Уголовного кодекса
республики Беларусь. Тогда
почему органы внутренних дел, следственный комитет, прокуратура и суд
бездействуют? Почему в государстве, где дебюрократизация государственных
органов – это основанная задача, важнейший идеологический посыл в построении
демократического правого белорусского общества, вопрос привлечения к уголовной
ответственности обязанных лиц настолько бюрократизирован?
6) Теперь обратимся к имуществу обязанных лиц, на которое
возможно обращение взыскание. Естественно оно скудно и не богато, но зная
работу судебных исполнителей не понаслышке, скажу откровенно, имущественное
положение обязанных лиц никак не обследуется (хотел подобрать другое слова, но
не смог, глядя правде в глаза).
7) Обязанное лицо, находящееся в исправительном учреждении
любого типа, неспособно возмещать средства, затраченные государством на
содержание детей, это, я думаю, понимающим людям не стоит объяснять, тогда
почему не создаются особые исправительные учреждения с особыми условиями труда
(а значит и заработка) для такого особого контингента как обязанные лица?!
Только тогда, когда
мы начнем воспринимать проблему обязанных лиц, как свою личную, как проблему
своей семьи, только тогда мы научимся быть не безразличными, только тогда мы
сделаем лишний звонок, напишем лишнюю бумагу, сделаем лишнее движение, которые,
поверьте, возымеют свой результат, и не будут лишними, только тогда мы отойдем
от количественного выражения на бумаге проблемы обязанных лиц и придем к
качественному решению проблем.
Я понимаю, что
множество людей, видят, чувствуют, воспринимают, проблему с обязанными лицами
как и я, но видя, что проблема остается только на уровне замысловатых графиков
и цифр, видя, что Координационные советы от заседанию к заседания озвучивают
одни и те же цифры, стремясь повысить показатели ЧЕГО-ТО ТАМ мне как простому
смертному непонятному, я делаю вывод о том, что большинство из нас безразлично
к этой проблеме.
Поэтому нелишним
будет добавить, что только с помощью дисциплинарной и материальной
ответственности, применяемой ко всем ответственным за исполнение Декрета № 18
должностным лицам, мы сможем сдвинуть проблему с мертвой точки. Накажите нашего
человека рублем, и только тогда он начнет думать и отвечать за свои поступки, а
значит выполнять надлежащим образом свои обязанности.
Где статистика
наказаний должностных лиц? Ее нет! Потому что никто не виноват!?
Вспоминая слова
дедушки Изи, скажу: «При Сталине ни один чиновник не ложился спать спокойно».
Теперь несколько вопросов к нанимателю и его
должностным лицам:
1) Где и когда
вывешиваются списки обязанных лиц с указанием количество отобранных детей, а
также задолженности обязанных лиц по содержанию детей?
2) Где объяснительные
должностных лиц, которые закреплены в качестве ответственных за каждым
обязанным лицом? Где хоть одно наказанное должностное лицо за прогул обязанного
лица?
3) Где акты
жилищно-бытового обследования семей обязанных лиц?
4) Где действия, а не
отписки в виде «невозможности трудоустроить на более оплачиваемую работу из-за
низкой квалификации обязанного лица»?
5) Где работа
удивительной по своему функциональному содержанию должности заместителя
директора (председателя) по идеологической работа и социальным вопросам, где
решение одного из главнейших социальных вопросов – «сохранение семьи»?
Надеюсь, что мои
слова не вызовут всплеск эмоций и негодования у всех причастных к исполнению
Декрета № 18, а побудят их к действиям, не дискуссии о выходе из проблемы, а именно
к ее решению.
«Сложившаяся
практика показывает, что по исполнению Декрета № 18 требуется искать новые
формы работы с обязанными лицами. Сломать сознание людей, занявших
иждивенческую позицию по отношению к государству, вернуть их к нормальной жизни
очень сложно. Только жесткий контроль, оперативность, личные контакты и
взаимодействие со всеми заинтересованными структурами станут слагаемыми
успешной работы на данном участке» - сказано точно, метко, красиво!
В реальности:
иждивенческая позиция обязанного лица по отношению к государству опосредовано
иждивенческой позицией самого государства – нас с Вами…
неравнодушный
P.S. материал был написан и сдан в печать 14.12.2012