- Категория:
- Рейтинг:0.0/0
- Активность:1343
В начале двадцатого века местечко стало крупной железнодорожной станцией. Главные предприятия того времени — железнодорожное депо, сухарный завод, казенный винный склад. Кроме административных учреждений, имелось окружное акцизное управление, почтово-телеграфная контора, четыре деревянные церкви, костел, общественное собрание, театр.
В 1907–1908 гг. в Барановичах появилась пожарная служба, и было построено пожарное депо Розвадовского вольного пожарного общества. В 1908 г. завершается строительство первого приходского православного храма и начинается строительство приходского костела.
Еще до начала XX века небольшие частные конторы, которые оказывали населению услуги по выдаче денежных ссуд под проценты, стали вытесняться крупными банковскими учреждениями более широкого функционального назначения. В начале 1909 г. основатель местечка граф Розвадовский поручил своему поверенному в делах Юльяну Рафаиловичу Мышковскому заняться оформлением документов, дающих право на открытие в местечке банкирской конторы, и направил заявление для рассмотрения в адрес губернатора. В заявлении говорилось: «Его Превосходительству Господину Минскому Губернатору от Графа Яна Розвадовского, постоянного жителя м. БарановичиНовогрудского уезда. Руководствуясь 134 ст. XI т. Свода Законов, имею честь заявить, что с 16-го февраля сего года открывается мною в
В 1909 г. в Барановичах жило более 9000 человек. В этом году на Мариинской улице был открыт первый барановичский кинотеатр (электротеатр) — «Эдем».
В 1910 г. в ремонтных мастерских и паровозном депо работало 176 человек. В том же 1910 г. начал действовать один из первых регулярных автобусных маршрутов в Беларуси:
1 августа 1911 г. начала действовать телефонная сеть общего пользования. Из хранящегося в архиве краеведческого музея телефонного справочника («Абонентная книжка Барановичской телефонной сети», издана местной типографией Швиранского в
В мае 1912 г. жители Барановичей стали свидетелями автомобильного пробега по маршруту Петербург— Вильна — Барановичи — Минск — Москва. Целью автопробега был выбор лучших автомобилей для русской армии. Барановичане увидели целых сорок пять автомашин двадцати разных фирм.
Революционное и стачечное движение в городе продолжалось и набирало политический оттенок. 10 сентября 1912 г. забастовали работницы женских портняжных мастерских, которые требовали девятичасового рабочего дня вместо одиннадцатичасового, увеличения заработной платы, компенсации за время забастовки и медицинской помощи за счет хозяев, а также вежливого обращения со стороны администрации.
По уровню промышленности местечко стало намного опережать уездный центр. Если в
В 1912 г. население Барановичей перешагнуло за
Из учебных заведений в Барановичах в 1911 г. имелось семь начальных школ разного типа: частные мужская и женская четырехклассные прогимназии, 3 железнодорожных училища (двухклассное Московско-Брестской железной дороги, двухклассное и одноклассное Полесской железной дороги), которые содержались на средства железнодорожного ведомства, мужское четырехклассное училище и двухклассное народное училище. Накануне войны число учебных заведений оставалось таким же. Хозяева железной дороги создали также передвижной вагон-церковь.
В августе 1913 г. состоялась забастовка барановичских приказчиков, в итоге которой удалось добиться сокращения рабочего дня до 12 часов. В это же время торговцы создали свой профсоюз.
В 1913 г., почти через десять лет после смерти своей жены, граф Иван Розвадовский переводит свою собственность на имя дочери Марии Гурской, которая фактически становится владелицей Барановичей.
В 1913 г. в Барановичах было 128 торговых предприятий: магазинов, киосков, комисионных контор и др. Городские торговые предприятия делились на следующие категории: хлебные, бакалейные, торговля мануфактурными, галантерейными изделиями, колбасные лавки, магазины стеклянных изделий, склады готового платья, лесные склады и предприятия смешаной торговли. По состоянию на тот же 1913 г. население обслуживали 13 врачей разных специальностей, 6 зубных врачей и дантистов, 8 акушерок. Был также 1 ветеринар. Работали 2 аптеки и 8 аптекарских магазинов. Открытая на станции в 1889 г. больница на 20 коек, единственная на Полесской железной дороге, просуществовала до Первой мировой войны.
В 1914 г. население города составляло более 31000 человек. Из городов Минской губернии, кроме самого Минска, большее количество населения имели только Бобруйск и Пинск. Одних только железнодорожных служащих и ремонтных рабочих было более 2000 человек.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.