- Категория:
- Рейтинг:0.0/0
- Активность:1114
Краеведческий музей хранит историю родного города и края. Сегодня в его основном фонде насчитывается свыше 40 тысяч единиц хранения. Здесь имеется, например, 40 коллекций: почтовых открыток с видами Барановичей начала ХХ века, ручников, нумизматики (монеты ХІV – ХХ веков, в т.ч. 4 монетных клада), археологических находок, быта и этнографии, плакатов, живописи и графики, икон и других. Фонды музея ежегодно увеличиваются более чем на 100 единиц.
В конце прошлого года жительница города Светлана Васильевна Савчина передала Барановичскому краеведческому музею пианино немецкой фирмы «L.KEWITSCH» конца XIX – начала XX века, за что мы ей очень благодарны.
Подаренное пианино – это ещё и первый струнный ударно-клавишный инструмент, обогативший музейную коллекцию «Музыкальные инструменты», в числе которой – две скрипки, пять гармоней и цитра. У каждого такого предмета своя «биография», поэтому горожанам будет интересно познакомиться с запасниками музея, которые и сегодня продолжают пополняться редкими экспонатами.
В 1983 году в фонды музея поступила самодельная скрипка начала ХХ века. Именно она стала основой формирования нашей коллекции. В народе скрипку называют царицей музыки, способной передать настроение и состояние души человека. Примечательно и то, что сделал её сельский мастер – Викентий Францевич Скопец, который проживал в деревне Могиляны нашего района. Особую красоту этому самому высокому инструменту скрипичного семейства придаёт инкрустация, выполненная в нижней части грифа и на нижней деке.
Посетители музея всегда обращают свой взгляд на скрипку, которая представлена в экспозиции седьмого зала, рассказывающего о современном городе. Эта скрипка была создана скрипичным мастером Иосифом Ульяновичем Дударевичем (1910 –1994 гг.). При её изготовлении мастер использовал разные породы дерева: клён, ель, чёрное дерево, карельскую берёзу, грушу, а для смычка – фернамбук (Бразилия), чёрное дерево, кость.
С детства Иосиф Ульянович увлекался музыкой. В 22 года сделал мандолину, до войны появилась и его первая скрипка. В Великую Отечественную войну он воевал в партизанском отряде, в послевоенное время был сотрудником милиции, сменил несколько профессий, а призванию своему остался верен на протяжении всей жизни.
Не менее интересный предмет фондовой коллекции – цитра самодельная. Этот народный струнный щипковый инструмент сотрудники музея приобрели в 1987 году у Я.Ф. Романовской. С её слов, музыкальный инструмент хранился в семье родителей, проживавших в деревне Петревичи, а сделан неизвестным мастером из Новой Мыши. Цитра была распространена во второй половине XIX века. Её использовали для музыкального сопровождения во время свадеб, застолий, игрищ как соло или в ансамбле со скрипкой, цимбалами. В сельском быту использовалась обыкновенно самодельная цитра, в конструкции которой соединялись элементы древнерусских гуслей и западно-европейских струнно-клавишных инструментов. При игре на цитре музыкант клал её на колени или на подставку перед собой. Правой рукой ударял по струнам или защипывал их, а левой рукой давил клапаны. Цитра бытовала ещё в 1930-е годы в Червеньском, Столбцовском, Поставском и Новогрудском районах.
Заслуживают особого внимания также гармони, которые в народной инструментальной музыке занимали ведущее место среди таких сольных инструментов, как скрипка, баян, аккордеон. Интересен тот факт, что в большинстве районов Брестчины были распространены ансамбли, которые включали гармонь, скрипку и бубен («бубенчык»).
Первая однорядная гармоника, самая маленькая из всех фондовых гармоней, поступила в музей в мае 1988 года от жителя Барановичей Георгия Михайловича Азарко. Её он обнаружил при сносе дома (район улицы Тельмана). Гармоника была сделана в 1920-1930 годы. По своему внешнему виду напоминает татарскую гармонь (относится к группе восточных гармоней), чей строй приспособлен к музыкальному складу татарских народных песен. Когда держишь в руках этот клавишный музыкальный инструмент, то представляешь, как мальчишка-подросток или мужчина играли на нём, а по окрестности разносились чарующие звуки…
Особенно привлекательна гармонь, которую можно увидеть в основной экспозиции музея. Эта гармонь – венская двухрядка с русским строем Иллариона Афанасьевича Роя (1916–1987 гг.). Венская двухрядка – настоящая семейная реликвия. Гармонь принадлежала деду Иллариона Афанасьевича, затем по наследству перешла к его отцу, а в 1940 году отец подарил её сыну Иллариону, когда тот поступил в Полтавское военное училище. С ней он прошёл войну. Илларион Афанасьевич – участник освобождения нашего города в составе 130-й стрелковой дивизии. После окончания войны он был директором кинотеатров «Комсомолец», затем «Октябрь». В августе 1989 года его жена передала в фонды музея документы из семейного архива, в том числе и гармонь, которая помогала Иллариону Афанасьевичу преодолевать все тяготы военных лет.
В 2001 году поступили сразу две гармони начала ХХ века. Обе они кустарного производства, обе схожи с «хромкой» (двухрядной диатонической гармоникой), снискавшей большую популярность наравне с «венкой». Эти гармони хороши тем, что на них можно было сыграть любой местный наигрыш. Их ещё называли «двухрядками» за то, что кнопки в правой руке расположены в два ряда таким образом, чтобы всё было, как говорят, под пальцами.
Спустя четыре года коллекцию «Музыкальные инструменты» пополнила пятая гармонь, которую музей приобрёл у Павла Степановича Корчика. Она изготовлена ручным способом по образу «венской двухрядной», наиболее распространённой гармони, производимой русскими и белорусскими мастерами во второй половине XIX – начала XX веков.
Безусловно, все фондовые музыкальные инструменты очень ценны, как и сама коллекция в целом. Ведь она формировалась благодаря жителям нашего города и района. Сохранив её, мы донесём до ныне подрастающего и будущих поколений красоту белорусской музыкальной культуры.
Рита ЧЕРТКО, главный хранитель фондов краеведческого музея
nashkraj.by
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.