Главное меню
Имена летчиков в названиях улиц Барановичей
  • Категория:
  • Рейтинг:
    0.0/0
  • Активность:
    4463

Барановичам повезло: три профессиональных праздника, традиционно популярных в нашем городе, – День железнодорожника, День строителя и День военно-воздушных сил – пришлись на три идущих один за другим воскресенья августа.

Уж отшумели первые два  из них. Близится День военно-воздушных сил, и в преддверии его мне, ещё недавно работавшему над справочником по истории барановичских улиц, подумалось, что пришло время поделиться с читателями «Нашего края» сведениями о городских улицах, названных в честь лётчиков, и о лётчиках, удостоенных такой чести.

Улиц же, свидетельствующих об особом отношении жителей города к людям, связавшим свою судьбу с небом, в истории Барановичей было много, почти двадцать. И это легко объясняется тем, что в городе вот уже многие годы действует крупный военный аэродром.     

Построенный почти сразу же после Великой Отечественной войны на юго-восточной окраине города1,  он буквально сроднил его жителей с авиацией. Они привыкли к гулу самолётов, в 1940–1950-х годах поршневых, а потом, с конца 1950-х, реактивных. Привыкли переживать за родных и близких, выполняющих в небе свою опасную работу. Привыкли к названию «авиагородок», которое получил прилегающий к аэродрому район, бывший когда-то и военным городком Российской железнодорожной бригады, и «Казармами Костюшки» Войска Польского. Помнят, как в 1950–1970-х годах во время военных парадов по случаю государственных праздников они любовались проходящими по центральной площади подразделениями, состоявшими исключительно из офицеров авиационных частей, которые дислоцировались в городе…  

Конечно же, всё это и обусловило то, что многие барановичские улицы названы именами лётчиков. Правда, первые из них появились задолго до строительства упомянутого аэродрома. Они были названы именами Ф. Жвирко2 и С. Вигуры3, известных в начале 1930-х годов не только в Польше, в состав которой входили тогда Барановичи, но и в Европе, – в 1929 году эти лётчики установили рекорд дальности полёта на лёгком самолёте польской конструкции (5000 км), затем – рекорд высоты на спортивном самолёте 2-й категории (4004 м), а в 1932 году одержали победу на международных соревнованиях в Берлине.

Трагическая смерть пилотов в сентябре 1932 года потрясла страну. С почестями похороненные в Варшаве, они продолжали жить в названиях улиц столицы и некоторых других городов Польши. В том числе и Барановичей, где улицей Жвирко стала бывшая Широкая, а улицей  Вигуры – Водопроводная.   

В течение 1940 года в Барановичах, тогда уже областном центре БССР, некоторые улицы города были переименованы. Участь таковых разделили и улицы, носившие имена Жвирко и Вигуры. Первая из них стала Интернациональной, вторая – Первомайской. Когда началась война с гитлеровской Германией и город был захвачен противником, эти улицы снова были переименованы. Потом ещё раз… В конце концов они стали улицами Тельмана и Першукевича. 

В результате переименований, произведённых в 1940 году, наряду с улицами, названными в честь деятелей революции, советских военачальников и писателей, появилась и улица, получившая имя лётчика. Правда, им оказался не С.И. Грицевец, что можно было ожидать, поскольку первый в стране дважды Герой Советского Союза, незадолго до того погибший, был уроженцем барановичской земли, а В.П. Чкалов4. В честь его, известного не только в стране, но и в мире, была названа улица Прикошаровая, которая находилась на территории военного городка в районе бывшего сухарного завода. 

Это название, однако, как и остальные, утверждённые в предвоенный год, просуществовало не долго – во время оккупации города гитлеровцами улице поначалу было возвращено старое название, Прикошаровая, потом она стала Липовой. В настоящее время – Встречная (это название она получила, побывав ещё и улицей Шолохова). 

В послевоенное время имя В.П. Чкалова решением от 27 декабря 1945 года было присвоено улице, которая до войны носила имя Вильсона, американского президента (1913–1921 гг.), а во время оккупации Барановичей была частью улицы Кривое Коло, окружавшей городской район, известный прежде как Чиновничий посёлок.

Скоро среди названий, которые присваивались городским улицам и переулкам, начали появляться имена героев недавно закончившейся войны. Одними из первых среди них были А.И. Покрышкин5 и И.Н. Кожедуб6, выдающиеся лётчики-истребители, трижды Герои Советского Союза, и Н.Ф. Гастелло7, Герой Советского Союза, подвиг которого, совершённый 26 июня 1941 года во время войны с гитлеровской Германией, повторили 104 экипажа советских лётчиков. Улица Покрышкина впервые упоминается в решении № 561 от 31 октября 1947 года, посвящённом образованию в городе избирательных участков. Очевидно, незадолго  до принятия решения это название получила бывшая Квашельная улица.   Скоро появилась и улица Кожедуба – решением горисполкома № 47 от 17 февраля 1948 года так была названа «улица без названия в районе железнодорожной  поликлиники». Этим же решением улица, имевшая прежде «произвольное название улица Калинина», была утверждена как улица Гастелло.  

В начале 1950-х годов в Барановичах появилась, наконец, улица Грицевца8. В соответствии с решением № 371 от 24 мая 1951 года ею стала Сосновая9, улица, уже связанная с именем легендарного земляка: у главного входа в парк, разбитый в послевоенные годы и делящий эту улицу на две части, в 1949 году был установлен бронзовый бюст дважды Героя Советского Союза.

(Окончание следует)

1 Этот аэродром, строительство которого было начато в 1945 году, был вторым в городе. Первый, построенный во время оккупации Барановичей фашистами, находился между нынешними улицами Советской и Гагарина южнее улицы Л. Чайкиной. После войны он стал гражданским (в 1956 году перенесён в конец улицы Новомышской, нынешней Вильчковского). В настоящее время не существует.  

2 Жвирко Францишек (1895–1932), польский военный лётчик, капитан (посмертно), участник национальных и международных спортивных соревнований. Погиб вместе со своим напарником С. Вигурой 11 сентября 1932 года по пути в Прагу, куда пилоты были приглашены на Второй международный авиасалон в качестве почётных гостей.

3 Вигура Станислав (1901–1932), польский инженер, авиаконструктор, напарник Ф. Жвирко.

4 Чкалов Валерий Павлович (1904–1938), лётчик-испытатель, Герой Советского Союза (1936), комбриг (1938). Автор ряда новых фигур 
высшего пилотажа. В 1936–1937 годах вместе с Г.Ф. Байдуковым и А.В. Беляковым совершил беспосадочные перелёты Москва – остров Удд (Дальний Восток) и Москва – Северный полюс – Ванкувер (США). Погиб при испытании нового истребителя.

5 Покрышкин Александр Иванович (1913–1985), маршал авиации (1972), трижды Герой Советского Союза (1943, 1943, 1944). В Великую Отечественную войну в истребительной авиации, командир эскадрильи, полка, дивизии. Участвуя в 156 воздушных боях, сбил 
59 самолётов противника.  

6 Кожедуб  Иван Никитович (1920–1991), генерал-полковник авиации (1970), трижды Герой Советского Союза (1944, 1944, 1945). В Великую Отечественную войну в истребительной авиации, командир эскадрильи, заместитель командира полка. В 120 воздушных боях сбил 62 самолёта противника.  

7 Гастелло Николай Францевич (1907–1941), лётчик,  Герой Советского Союза (1941, посмертно). Участник боёв на р. Халхин-Гол (1939), советско-финляндской войны (1939, 1940). В начале Великой Отечественной войны командир эскадрильи бомбардировщиков. 26 июня 1941 года геройски погиб, направив свой подбитый самолёт в скопление машин и танков противника на дороге Молодечно–Родошковичи.

8 Грицевец Сергей Иванович (1909–1939), лётчик, дважды Герой Советского Союза (1939, 1939). Участник Гражданской войны в Испании (1936–1939), боёв на р. Халхин-Гол. Сбил 40 самолётов противника. Погиб при исполнении служебных обязанностей.

9 Решением от 17 марта 1945 г. (протокол № 7) улица Сосновая получила имя гвардии майора И.Ф. Кириленко, погибшего 7 июля 1944 г. при освобождении г. Барановичи. Это решение не было выполнено. Конечно же, Сосновая с памятником С.И. Грицевцу как нельзя лучше подошла для рождения улицы, увековечивающей имя нашего замечательного земляка. Однако найти на карте Барановичей место улице, которая носила бы имя И.Ф. Кириленко, –  долг сегодняшнего города.

 

 

29 октября 1953 года исполком Барановичского городского Совета принял решение (№ 679), которое касалось буквально всех двухсот тридцати трёх улиц, переулков и площадей, имевшихся на ту дату в городе, – одни улицы и переулки были утверждены без изменения названий, другие переименованы, все безымянные, а их тогда было шестьдесят четыре, получили названия…

Этим решением прежняя улица Кожедуба, расположенная среди Водопроводных переулков, была переименована во 2-й Водопроводный переулок. Взамен её в районе улицы Покрышкина были утверждены новые улица и переулок Кожедуба. Скоро по соседству с ними образовался ещё один переулок, получивший название «2-й пер. Кожедуба» (решение № 617 от 6 октября 1955 года). Имевшийся до того переулок Кожедуба автоматически стал «1-м».

Среди множества новых имён, появившихся в решении 1953 года, было и имя лётчицы, Героя Советского Союза П.Д. Осипенко1. В честь её были названы улица и три переулка. Названия двух из этих переулков не прижились. Возможно, потому, что они находились далеко от улицы Осипенко – в последующее время в документах упоминался только один из утверждённых, 1-й, который обычно назывался просто переулком Осипенко. Через несколько лет, правда, он снова стал «1-м», поскольку 14 марта 1957 года решением № 210 были утверждены «вновь запроектированные 2-й и 3-й переулки Осипенко».

17 октября 1957 года все улицы, носившие имена «здравствующих деятелей», как отмечалось в принятом в тот день решении (№ 800), были переименованы. Улица Покрышкина стала Знамённой, а улица Кожедуба – Спортивной (с соответствующими переулками – 1-м и 2-м Спортивными).

Через несколько лет к именам, увековеченным в названиях городских улиц, прибавилось имя Ю.А. Гагарина2, советского космонавта, первого землянина, побывавшего в космосе. Уникальности этого события соответствует и сам факт появления в нашем городе улицы, названной в его честь, – решение горисполкома о переименовании улицы Виленской в улицу Гагарина датировано тем же, что и полёт, днём – 12 апреля 1961 года.

После этого на карте города появилось ещё несколько улиц и переулков, свидетельствующих о возросшем интересе горожан к освоению космоса. Решением от 14 июня 1961 года были утверждены улица и два переулка К.Э. Циолковского3 (13 октября 1965 года количество переулков Циолковского достигло пяти). 23 декабря 1964 года решением № 484 была утверждена улица Космонавтов, а 21 мая 1969 года (решение № 179) – улица Комарова4, лётчика-космонавта, дважды Героя Советского Союза.

За время, прошедшее с тех пор, к имевшимся улицам и переулкам, названным именами лётчиков и космонавтов, прибавились пять улиц, бульвар и два сквера. Все они были названы именами людей, которые не только имели самое непосредственное отношение к профессии летчика, но и были, в той или иной мере, связаны с городом.

А.Г. Наконечников5 и М.Т. Степанищев6, например, служившие в Великую Отечественную войну в штурмовой авиации, в послевоенный год жили в Барановичах. Улица, названная именем Героя Советского Союза А.Г. Наконечникова, была утверждена 12 февраля 1975 года. В решении горисполкома (№ 48), датированном этим днём, она – среди первых улиц Северного микрорайона, который рождался в то время. Именем же дважды Героя Советского Союза М.Т. Степанищева в мае 2000 года был назван сквер, прилегающий к улице Кирова в посёлке текстильщиков (решение № 711).

Жителями города по выходе в запас были и Герои Советского Союза А.И. Волошин7 и А.П. Никитин8, служившие в Великую Отечественную войну в бомбардировочной авиации. В 1975 году оба они были удостоены звания «Почётный гражданин города Барановичи», а в 2008 году решением горисполкома (№ 58) были утверждены две новые улицы в юго-западной части города, названные их именами.

В бомбардировочной авиации в годы Великой Отечественной войны служил и А.П. Чурилин9, Герой Советского Союза. Память о нём, участнике наступательной операции «Багратион», в ходе которой был освобождён и наш город, была увековечена 27 октября 1987 года. В тот день горисполком принял решение (№ 677) о наименовании его именем вновь образованной улицы, соединяющей улицу Войкова с аэродромом.

Имя А.П. Чурилина в списке лётчиков, живущих в названиях городских улиц, – последнее из тех, кто представлял военно-воздушные силы СССР, страны, частью которой до 1991 года была и Беларусь. После него в этом списке – имена лётчиков уже суверенной Беларуси.

Первое из них мы можем прочесть на памятном знаке, установленном в центре сквера, который примыкает к улице Чурилина: Владимир Николаевич Карват10, Герой Беларуси. Сквер этот, названный в его честь, был разбит в конце 2001 года. Совсем недалеко от аэродрома, с которого В.Н. Карват 23 мая 1996 года отправился на Су-27 в свой последний учебно-тренировочный полёт… Через некоторое время после взлёта он, в уже загоревшемся и падающем самолёте, оказался перед выбором: катапультироваться, спасая свою жизнь, или же остаться в самолёте и попытаться повлиять на его падение, увести от населённых пунктов, которые были внизу. Он выбрал второе – и самолёт упал в районе деревни Арабовщина, на безопасном для жителей расстоянии.

Родина высоко оценила подвиг лётчика – в ноябре 1996 года В.Н. Карват был первым в истории страны удостоен звания Героя Беларуси (посмертно). А в следующем году имя его было увековечено в названии одного из двух бульваров Северного микрорайона (решение горисполкома от 11 марта 1997 года № 343).

 …Перед той же дилеммой, что и В.Н. Карват в 1996 году, оказались спустя тринадцать лет два других барановичских лётчика – А.Э. Марфицкий11 и А.А. Журавлевич12, самолёт которых, Су-27УБ, почти такой же, кстати, как и у Карвата, во время выступления на международном авиашоу в польском городе Радоме начал терять высоту (возможно, из-за попадания птицы в воздухозаборник двигателя). И они, как и их товарищ, погибли, спасая жизни тех, кто был в районе катастрофы. Погибли, заслужив сердечную благодарность многочисленных зрителей и участников авиашоу, а также жителей города Радома и деревни Старый Маленчин, которые буквально сразу же после этого трагического события выступили с предложением установить на месте падения самолёта памятник.

Весной 2010 года А.Э. Марфицкий и А.А. Журавлевич были награждены орденами «За личное мужество» (посмертно), а 24 сентября того же года в соответствии с решением № 31 городского Совета на карте Барановичей появилась улица, носящая их имена. Одна на двоих, вместе летавших и вместе погибших. Сильных, красивых, любивших жизнь и дело, которому они беззаветно и талантливо служили…

Таковы они, лётчики и космонавты, ставшие частицей истории города. Таков город – с множеством улиц, названных их именами, «авиагородком», аэродромом и шумом самолётов, к которому давно уж привыкли его жители…

 

1. Осипенко Полина Денисовна (1907–1939), лётчица, Герой Советского Союза (1938). Установила пять международных женских рекордов. В 1938 году вместе с В.С. Гризодубовой и М.М. Расковой совершила беспосадочный перелёт Москва – Дальний Восток (район Комсомольска-на-Амуре). Погибла при исполнении служебных обязанностей.

2. Гагарин Юрий Алексеевич (1934–1968), лётчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза (1961). 12 апреля 1961 года впервые в истории человечества совершил полёт в космос на космическом корабле «Восток».

3. Циолковский Константин Эдуардович (1857–1935), русский советский учёный и изобретатель в области аэро- и ракетодинамики, теории самолёта и дирижабля, основоположник современной космонавтики.

4. Комаров Владимир Михайлович (1927-1967), лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза (1964; 1967, посмертно). Погиб при завершении программы космического полёта.

5. Наконечников Александр Георгиевич (1915-1946), Герой Советского Союза (1944), участник Гражданской войны в Испании (1936–1939), Великой Отечественной войны, которую закончил в Берлине командиром гвардейской штурмовой дивизии. После войны продолжал службу в ВВС. Умер 10.11.1946 г., похоронен в г. Барановичи.

6. Степанищев Михаил Тихонович (1917–1946), дважды Герой Советского Союза (1944, 1945), майор (1944). В Великую Отечественную войну – в штурмовой авиации; штурман и заместитель командира полка; 234 боевых вылета. После войны продолжал службу в ВВС. Умер 08.09.1946 г., похоронен в г. Барановичи.

7. Волошин Александр Иович (1922–1989), лётчик, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1945), почётный гражданин г. Барановичи (1975).

8. Никитин Арсений Павлович (1913–1989), лётчик бомбардировочной авиации, Герой Советского Союза (1946), почётный гражданин  г. Барановичи (1975).

9. Чурилин Арсений Павлович (1908–1957), Герой Советского Союза (1944), лётчик бомбардировочной авиации. Принимал участие в боевых действиях на р. Халхин-Гол, в советско-финляндской и Великой Отечественной войнах (участвовал в бомбардировке Берлина в августе 1941 года, в операции «Багратион» по освобождению Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков и др.).

10. Карват Владимир Николаевич (1958–1996), военный лётчик 1-го класса, начальник военно-огневой и тактической подготовки 61-й авиабазы (г. Барановичи), первый Герой Беларуси (1996, посмертно). Погиб 23 мая 1996 года.

11. Марфицкий Александр Эдуардович (1956–2009), военный лётчик-снайпер, полковник (1998), заместитель командующего войсками Западного оперативно-тактического командования ВВС и войск ПВО Беларуси. Погиб 30 августа 2009 года во время выступления на международном авиашоу в г. Радоме (Польша). Похоронен в г. Барановичи.

12. Журавлевич Александр Адиславович (1963–2009), военный лётчик-снайпер, полковник (2008), заместитель командира 61-й авиационной базы (г. Барановичи) по лётной подготовке. Погиб 30 августа 2009 года во время выступления на международном авиашоу в г. Радоме (Польша). Похоронен в г. Барановичи.

 


Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar