Главное меню
Барановичский автоагрегатный завод
  • Категория:
  • Рейтинг:
    5.0/2
  • Активность:
    2231

История завода
с 1944 года до наших дней...

Ещё шли ожесточенные бои летом 44-го, а разорённое войной хозяйство начинало подниматься с колен. Единственным предприятием, которое выполнило первые заказы в освобожденном городе Барановичи, были мотороремонтные мастерские - прародитель современного машиностроительного производства, каковым является Барановичский автоагрегатный завод.

Возвращались домой вчерашние фронтовики и партизаны, приходили на завод, овладевали профессией, обзаводились семьями и получали жилье, и все, что здесь происходило в дальнейшем, становилось их личной судьбой.

Это были люди особого склада характера, особо крепкой закалки и как личной дорожили честью заводской марки. Работали сами и приводили на завод своих детей, учили их не только машиностроительному делу, но и в высшей степени человеческой порядочности и ответственности.

9 августа 1944 года, когда на основании Постановления СНХ БССР №197 от 28 апреля 1944 года начальник Барановичского областного земельного отдела Наркомзаема БССР издал указ об организации Барановичского мотороремонтного завода (приказ №21 ОТ 9.08.1944 г.).

С этого дня начинается трудовая биография нашего завода. Этим же приказом был назначен и первый директор - Феденеев Михаил Филиппович.

Очень трудные задачи предстояло решить этому маленькому коллективу. Необходимо было организовать строительство завода ускоренными темпами.

Была поставлена задача к ноябрю 1945 года закончить строительство главного корпуса, общежития, 4-х квартирного дома, силовой станции, литейного цеха.

Одновременно со строительством проводилась работа по созданию и организации структуры завода. 8 сентября 1945 г. был организован отдел технического контроля. Техническая подготовка производства велась параллельно со строительством. В мае 1945 г. завершена подготовка и освоен технологический процесс отливки алюминиевых поршней.

В целом профиль завода в период становления (1944-45 г.г.) можно охарактеризовать так: это ремонт автомобильных и тракторных моторов до 4 шт. в месяц и изготовление запасных частей при общей численности работающих на конец 1945 г. - 159 человек.

В последующие 1946-50 г.г. перед коллективом завода стояла первоочередная задача - увеличить темпы роста по ремонту автотракторных моторов. Для этого надо было разработать и внедрить основные технологические процессы по ремонту моторов и запасных частей, пополнить и оснастить производство технологическим оборудованием.

Одновременно с налаживанием производства приходилось решать вопросы подготовки кадров.

В эти годы приняты меры по укреплению завода опытными руководящими кадрами. 30 октября 1948 г. директором завода назначается опытный специалист, инженер Аникейчик Константин Николаевич, с именем которого связана история строительства и развития завода от небольших мастерских до предприятия, каким оно стало в шестидесятые годы. Аникейчик К.Н. руководил заводом более 16 лет, а после выхода на пенсию возглавил один из его отделов - отдел кадров и профтехобучения. За 5 послевоенных лет объем отремонтированных моторов составлял 140 шт. в год. Коллектив увеличился до 198 человек.

За этот период полностью освоен узловой метод и внедрены специальные стенды для ремонта моторов, которые впоследствии стали образцом организации поточно-узлового метода ремонта моторов не только мотороремонтных предприятий республики, но и страны.

В эти годы ремонтировались моторы тракторов ХТЗ,У-2,ДТ-54, КД-35.

В конце 1951 года начали изготавливать сцепки С-11 для сеялок. На заводе стали внедряться скоростные и силовые методы резания металла.

Однако большим препятствием для дальнейшего широкого внедрения новых методов работы была устарелость станочного оборудования, не хватало инструмента, оснащенного твердым сплавом.

Для решения проблемных технических вопросов было создано бюро рационализации, специалисты стали чаще выезжать по обмену опытом работы.

С 1953 года завод приступил к ремонту автомобилей ГАЗ-51. К началу 1959 года капитально производился ремонт автомобилей ГАЗ-51, ЗИС-5, ЗИС-120, объемы ремонтируемых моторов до 2500 шт. в год и до 1000 шт. автомобилей ГАЗ-51.

С 1959 года завод стал специализироваться по выпуску автомобильных агрегатов. С января 1960 года завод переименован в завод автомобильных агрегатов.

Первая освоенная продукция:

  • домкрат гидравлический г/п 12 тн. (1956 г.);
  • амортизатор рычажный МАЗ-210 (1956 г.);
  • рулевое управление автомобиля МАЗ-200 (1961 г.);
  • приводной шкив трактора "Беларусь" (1961 г.);
  • домкрат гидравлический г/п 25 тн. (1961 г.);
  • червяк, картер и вал рулевого управления трактора "Беларусь" (1962 г.);
  • рулевой механизм автомобиля МАЗ-500 (1964 г.);
  • амортизатор телескопический МАЗ-500 (1964 г.).

В 1965 г. директором завода назначен Гришечкин Николай Петрович (1965-1984 г.)

В эти годы продолжалось дальнейшее строительство завода. Построены и введены в эксплуатацию два механических корпуса №1 и №2 и новая компрессорная станция. Организованы новые участки: "Домкрат", "Амортизатор-200", "Руль-200", "Шкив", "Амортизатор-500" термогальваническое отделение, инструментально-заточной участок, химическая, металлографическая и измерительные лаборатории.

Заимствованы и внедрены в производство новаторские технологии: газовая цементация, никелирование, омеднение и оцинкование, формовка, покраска деталей и агрегатов.

Коллектив завода постоянно работает над повышением качества продукции, ее надежности и долговечности, снижения металлоемкости, совершенствует конструкции узлов и агрегатов.

Со 2 июня 1960 г. предприятие переименовано в Барановичский автоагрегатный завод.

В 1970 году завод выпускал 48 наименований изделий производственного назначения и одно изделие ТНП - саморезка ручная дисковая.

Проведенная технологическая подготовка техническими службами завода позволила внедрить: автоматическую линию для шлифовки штоков амортизатора; закалочно-отпускной агрегат непрерывного действия СКЗА-4/7 для термической обработки деталей. Конвейер для сборки телескопических амортизаторов; конвейер общей сборки рулевого механизма; установку по приготовлению и централизованному снабжению производственных участков эмульсией и другие. Шахтные цементационные печи термического участка были переведены на природный газ.

Это позволило заводу в 1975 году выйти на рубежи выпуска по основным видам продукции на следующие показатели:

  • амортизатор рычажный - 498000 шт./год
  • рулевой механизм - 70300 шт./год
  • домкрат г/п 12т - 174400 шт./год
  • амортизатор 500А - 221437 шт./год

Группа товаров народного потребления пополнилась еще одним изделием подставкой под автомобили.

В 1975 году было образовано ПО "БелавтоМАЗ", в состав которого вошел наш завод. Это стало новой вехой в жизни коллектива.

"… К доброй славе, которая идет о могучих МАЗах Минского автозавода, КрАЗах - Кременчугского, автомобилях "Урал", коллектив завода имеет непосредственное отношение: эти машины управляются с помощью рулевых механизмов, изготовленных здесь. Плавность хода обеспечивается Барановичскими амортизаторами. Всем известен венгерский комфортабельный автобус "Икарус". На нем установлены телескопические амортизаторы Барановичского производства. ("Знамя коммунизма", 1975 г.).

Поставка заводом на конвейер МАЗа узлов и агрегатов потребовала улучшения технико- экономических характеристик изделий и поэтому завод активно сотрудничает с рядом научно- исследовательских институтов.

В результате внедрены детали из металлокерамики, экономные профили металла, штампосварные головки амортизаторов, прогрес-сивные технологии гальванопокрытий и т.д.

В 1978 году внедрена комплексная система управления качеством продукции (КСУП), что позволило на более высоком уровне решать вопросы качества выпускаемой продукции с учетом пожеланий потребителей. Удельный вес продукции с Государственным Знаком качества составил 53,1%.

Особо следует отметить сложившиеся за более четверть века отношения с БелАвтоМАЗом, чей опыт создания машин нового поколения поистине бесценный.

Поэтому высокие требования, предъявляемые МАЗу европейскими стандартами, - это требования и к нам, как предприятию, поставляющему на сборочный конвейер более 130 наименований изделий. Они заставляют не просто наращивать творческий потенциал и изучать конъюнктуру рынка, а прежде всего проявлять гибкость в управлении производством, внедрении прогрессивного оборудования и технологий, что обеспечивает заводу финансовую стабильность.

С 1981 года завод освоил производство рулевого механизма 540 для автомобилей семейства "БелАЗ".

Шли годы, рос объем производства по всей продукции, расширялась номенклатура выпускаемой продукции. Внедрялись новые автоматические линии, спецстанки, прогрессивные технологии, расширились площади производственных корпусов. Завод вырос в крупное машиностроительное предприятие, специализирующееся в основном на производстве автомобильных узлов и агрегатов к большегрузным автомобилям.

В 1984 году на должность руководителя предприятия был назначен Калеников Анатолий Яковлевич, который возглавлял завод до июля 2010 года.

В 80-е годы завод успешно освоил выпуск новой продукции: клапанов сцепления автомобилей семейств МАЗ и КАЗ продольной и поперечной тяги и наконечников к автомобилям МАЗ, сайлент-блоков к легковым автомобилям, автобусных амортизаторов, гидроцилиндров СЖК к МТЗ, домкратов гидравлических г/п 25 тс к автомобилям БелАЗ, тягово-сцепных устройства к автомобилям "Москвич" и "Жигули", балок оси со ступицами и замкового устройства прицепов для легковых автомобилей, петель мебельных и других.

80-е и 90-е годы двадцатого века отмечены завершением строительства и вводом в эксплуатацию ряда важных для завода объектов. В 1985 году открыл свои двери фирменный магазин площадью 1182 м2, транспортный цех (ныне участок по изготовлению реактивных штанг), площадью 517м2, в 1987 году цех штамповки (1996 м2). В 1988 году завершено строительство механосборочного корпуса по выпуску телескопических гидравлических амортизаторов площадью 7,3 тыс.м2, оснащенного новым высокопроизводительным оборудованием и передовой технологией, что позволило наладить ритмичную работу производства и своевременную отгрузку амортизаторов потребителю.

В 1989 году введена в эксплуатацию котельная на газовом топливе общей площадью 560 м2, блок очистных сооружений (313 м2), участок по изготовлению домкратов 25тс, площадью 1247 м2.

Все эти мероприятия позволили значительно увеличить производственные мощности завода.

Очень жестко предъявлялись требования к качеству выпускаемой продукции. Для усиления ответственности за ее выпуск на заводе в 1988 году создается система Государственной приемки, просуществовавшая по 1990 год.

В сложное, можно сказать, кризисное время конца 80-х начала 90-х годов, в тяжелейших условиях перехода к рыночной экономике завод обеспечил стабильную работу на протяжении всего периода - не было длительных остановок, не закрывались производства, не было массовых сокращений работающих, хотя политический кризис, "шоковая терапия" также негативно отразились на экономике завода. Это выразилось в развале хозяйственных связей между бывшими республиками, регионами и даже предприятиями.

Разрыв экономических связей, разбалансированность всего народного хозяйства, переход России - нашего основного поставщика металла - на свободноотпускные цены привели к падению объемов производства, в том числе, товаров народного потребления. Неплатежеспособность потребителей не давала возможности увеличить отгрузку. Еще больше усложнилось снабжение - все требовали предоплату на месяц - квартал вперед.

В этих условиях завод начал осваивать новую востребованную на рынке продукцию: амортизаторы для железнодорожного состава и вагонов метро, муфты и смесители к новым газовым плитам, педали велосипедные.

В 1994 году внедрены автоматические установки размерного хромирования штоков амортизаторов.

С целью повышения конкурентоспособности сертифицирована продукция - амортизаторы телескопические, домкраты гидравлические, рулевые механизмы, семиконтактные разъемные электрические соединения, сайлент-блоки к автомобилям "Жигули", тягово - сцепные устройства.

Изменилось само производство, из массового оно стало серийным. Если в 80-х годах номенклатура продукции включала не более 40 наименований узлов и деталей, то к 2000 году она имеет более 200 позиций.

Рынок потребовал гибкости, динамичности, постоянного обновления. Освоение новых изделий стало одной из главных задач - ежегодно осваивалось 25-30 наименований новой продукции.

Целенаправленно по программе велось техническое перевооружение производства, только за последние 5 лет приобретено более 160 единиц оборудования.

Новое оборудование и новые технологии - это гарантия качества и конкурентоспособности продукции на рынке; экспорт - еще один из приоритетов в экономической жизни предприятия: более 30% производимой продукции отправлялось за пределы республики.

Продолжились работы по сертификации продукции. К началу 2000 года сертифицировано более 30 наименований изделий. К 1995 году освоено производство домкрата гидравлического грузоподъемностью 5 тн., шприца рычажно-плунжерного, семиконтактных разъемных соединений для цепей постоянного и переменного токов, сухарей и шаровых пальцев рулевых тяг, амортизаторов усовершенствованной конструкции в плане повышения их надежности, новых моделей амортизаторов для автобусов Икарус, ЛиАЗ, Неоплан, автомобилей КамАЗ.

В 1995 году освоено 34 наименования новых изделий, в 1996-м - 26, в том числе рулевой механизм с гидроусилителем к автомобилям МАЗ, насос подъема и опускания кабины МАЗ, демпфер для железнодорожного подвижного состава и вагонов метро.

Резкое увеличение темпов освоения новой продукции потребовало развития инструментального хозяйства, внедрения станков с ЧПУ, электроэрозионного оборудования, координатно-расточных, координатно-шлифовальных станков и другого оборудования.

Для более полного и своевременного изучения рынка сбыта вновь осваиваемой продукции, на заводе создано управление службы маркетинга, в состав которого вошли отделы финансово- сбытовой, коммерческий и перспективного развития. Основная цель управления - организация работ, направленных в конечном итоге на увеличение прибыли, объемов продаж, улучшения структуры поступления денежных средств, в том числе от поставок на экспорт, повышения конкурентоспособности продукции, развитие товаропроводящей сети и т.д.

В современных условиях главной задачей предприятия является повышение эффективности и конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках. При этом основным направлением должно было стать внедрение на заводе системы управления качеством в соответствии с международными стандартами серии ISO 9000.

В мае 2001 года заводу был вручен национальный сертификат качества Республики Беларусь в соответствии требованиям СТБ ИСО 9001 - 96.

Спустя три года завод подтвердил свое право на владение сертификатом в соответствии с Системой менеджмента качества (СМК) ISO9001-2000.

Барановичский автоагрегатный завод стоит в ряду градообразующих предприятий, расположен в центре города и экологические проблемы нашего предприятия становятся проблемами всего города. Понимая свою ответственность за возросшие требования к экологии, мы одними из первых в республике получили национальный экологический сертификат на систему управления окружающей средой в соответствии требованиям ИСО СТБ 14001. Все это - результат целенаправленной и творческой работы коллектива, а также сотрудничества с другими предприятиями города по целому ряду актуальных вопросов и понимания, которое мы находим у руководителей предприятий и местных органов власти.

Внедренные системы значительно повысили роль руководства предприятия в управлении качеством, обеспечили более полную ориентацию на потребителя. Завод в прямом смысле стал работать согласно девизу принятой политики: "Качество - наш успех и благополучие". Беспрекословное следование этому принципу всеми службами завода в области качества и окружающей среды гарантирует достижение поставленных целей.

Результатом работы по внедрению системы качества в соответствии со стандартом ИСО 9000 стало признание завода победителем конкурса Брестского облисполкома "Качество-2001", конкурса "Лучшие товары Республики Беларусь - 2002" (домкрат гидравлический г/п 5 т.) За достижения в области качества предприятие в 2002 году стало Лауреатом премии Правительства Республики Беларусь, Лауреатом премии Министерства промышленности Республики Беларусь.

На предприятии большое внимание всегда уделялось созданию и развитию социальной сферы, которая способствует поддержанию благоприятного морально-психологического климата в коллективе.

К услугам заводчан в 1980 году сдано общежитие на 390 мест с оборудованной спортивной площадкой. В 1991 году построены столовая на 200 мест, кафе-бар, буфет.

В помощь родителям при заводе имеется детский сад-ясли, рассчитанный на 140 мест.

На озере Гать, в живописном месте, расположен заводской оздоровительный лагерь для детей "Звездочка", общей площадью 3,2 Га.

Перед каждым поколением заводчан жизнь выдвигала свои требования и все новые задачи решал коллектив. Во все времена и годы они сводились к одному - обеспечению качественных, надежных, конкурентоспособных и своевременных поставок комплектующих изделий на автосборочные конвейеры для производства большегрузных машин, которые, вне всякого сомнения, известны большинству стран мира.

Анализируя пройденный заводом 60-летний путь, можно с уверенностью утверждать, что направление выбрано коллективом правильно и имеет под собой крепкий фундамент. Завод с оптимизмом смотрит в будущее.

В 2010 году на должность руководителя предприятия был назначен Юркевич Виталий Александрович.

Целенаправленная работа, проводимая в последние годы, позволила предприятию успешно влиться в рыночную экономику и поддерживать достигнутые результаты на высоком уровне.

Этому также способствует постоянное участие завода в выставочно-ярмарочных мероприятиях. Ежегодно завод принимает участие в 15-16 выставках, проводимых как в республике, так и в странах ближнего и дальнего зарубежья. Предприятие является постоянным участником Национальных выставок Республики Беларусь. Завод постоянно принимает участие в Международной Измирской ярмарке.

Анализ работы предприятия показал правильность выбранного руководством завода пути. Ежегодно завод имеет рост "качественных" показателей: прибыли, экспорта, поступления денежных средств.

Благодаря предпринятым усилиям, завод имеет постоянный портфель заказов. В настоящее время продукция предприятия поступает на такие конвейеры, как РУП "МАЗ", ОАО "ГАЗ", ООО "Ликинский автобус", ООО "Павловский автобус", ОАО "КамАЗ", РУП "МЗКТ", ПО "БелАЗ", ОАО "Автомобильный завод Урал", ПА "Волжанин", ООО "Демпферсервис" и многие другие.

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar