- Категория:
- Рейтинг:5.0/2
- Активность:1728
В поисках утраченного
Своим возникновением, ростом, развитием Барановичи обязаны железной дороге. Кто знает, существовал бы город сейчас, если бы не ветка, связавшая Москву с Брестом, а потом и с Варшавой. 16 ноября (28-го по новому стилю) 1871 года по ней проследовал первый товарно-пассажирский поезд. Пассажиры могли наблюдать из окон деревянное здание станции 3-го класса, названной в честь находившегося неподалеку фольварка Барановичи. С ростом города связан забавный случай: жители расположенной неподалеку Новой Мыши подали в суд на графиню Розвадовскую, владелицу имения Барановичи, решившую повысить его статус и сделать местечком. Суд по делу "О неправильном обращении поселения Розвадово в местечко" новомышские обыватели проиграли 20 декабря 1895 года. Ничто не могло помешать бывшему фольварку, удобно расположившемуся на пересечении нескольких железнодорожных веток, расти.
Розвадово, или Старые Барановичи, изначально строились с просторными и широкими улицами, идеально выверенными прямоугольными кварталами - в отличие от Новых Барановичей, выросших рядом со станцией Барановичи-Полесские и поражавших приезжих хаотичностью и беспорядочностью застройки. Окончательное слияние станционных поселков произошло в начале XX века. К тому времени в городке проживали более 30 тысяч человек населения, из которых значительную часть составляли гражданские служащие железной дороги и военные Барановичской железнодорожной бригады.
Об истории этой бригады надо рассказать отдельно.
"Части железнодорожных войск появились в Барановичах в конце XIX столетия, - пишет в своей книге "Барановичи на открытках и фотографиях" местный краевед, историк, бывший директор Барановичского краеведческого музея Станислав Щербаков. - Здесь было сформировано их первое крупное подразделение - российская железнодорожная бригада, которую нередко называли барановичской. По месту дислокации".
Первый железнодорожный батальон был сформирован в России в 1876 году. Предполагалось, что военнослужащие батальона смогут восстанавливать разрушенные в результате войн пути, а также будут заниматься строительством новых и их эксплуатацией. А в 1903 году железнодорожные войска были переданы из главного инженерного управления в ведение Главного штаба. Во время русско-японской войны эти войска строили узкоколейки в Маньчжурии.
В Барановичах они появились в 80-х годах XIX века. В местечко были переведены 2-й и 3-й батальоны, 5-я рота 4-го батальона, а также два батальона 118-го пехотного полка, которые расквартировали в районе станции Барановичи-Полесские. И сейчас неподалеку от вокзала Барановичи-Полесские сохранились старые бревенчатые бараки, где размещались военнослужащие. До недавнего времени в них проживали люди. Сейчас бараки сносят, а на их месте вырастает современный микрорайон. Правда, одно старое бревенчатое здание планируется сохранить и открыть в нем музей истории Первой мировой войны. Отличная, надо сказать, задумка...
О быте и повседневной жизни военнослужащих железнодорожных войск того времени известно мало. Правда, сохранилось достаточно открыток и фотографий начала прошлого века, на которых запечатлены рабочие дороги в мастерских и у военно-голубиной станции, на полигонной ветке (так называли учебную железную дорогу) и у бригадных складов, в депо и на бригадном плацу. Часть этих открыток и снимков, некоторые архивные материалы можно увидеть в интернете, на сайте, рассказывающем об истории Барановичей и названном "Старый город".
Кстати, именно для детей работников железной дороги появились в Барановичах первые школа, больница, почтовая контора, две церкви, интендантство со своей паровой мельницей и сухарным заводом.
Но все-таки самая яркая и самая известная страничка истории Барановичской железнодорожной бригады связана с первой русской революцией и событиями 1905 года. В краеведческом музее хранятся фотокопии занимательных документов: телеграмм, донесений жандармских чинов и докладов, описывающих революционную деятельность военнослужащих бригады.
"В местечке Барановичи солдаты железнодорожной бригады отбивают арестованных. Полная забастовка Полесских железных дорог... все уезды объяты беспорядками. Войск почти нет. На митинге в Барановичах солдаты сорвали погоны генерала Артемьева и побили его", - полна безысходности телеграмма от 12 декабря 1905 года, отправленная в Петербург на имя управляющего министерством внутренних дел. Из секретного донесения в департамент полиции становится ясно, что беспорядки пресечены войсками под командованием генерал-лейтенанта Орлова, и уже 15 декабря движение по железнодорожным путям в Барановичах восстановлено. Далее последовали аресты и гражданских, и военных участников забастовок, прекращение митингов и других акций. И хотя в городе введено военное положение, по ночам на барановичских улицах неспокойно. "16 декабря по улицам местечка прошла толпа железнодорожных солдат, человек 50, с пением "Марсельезы". Толпа была разогнана военно-полицейским патрулем", - из секретного донесения в департамент полиции. "С уверенностью можно сказать, что политические убеждения большинства нижних чинов этой (барановичской) бригады направлены к низвержению существующего государственного строя, даже с оружием в руках. Убеждения эти солдаты не скрывают и высказывают местному населению", - из того же донесения.
Среди имен мятежников - не только солдатские. "Негласным путем установлено, что нижних чинов к забастовкам подбивают призванные из запаса капитаны 2-го резервного железнодорожного батальона Демажиров, Марголин и действительной службы штабс-капитан Иванов", - сообщала очередная секретная телеграмма.
Как сложились судьбы участников первой русской революции, служивших в то время в Барановичах, еще предстоит выяснить историкам.
Военнослужащие железнодорожной бригады принимали участие в военных действиях Первой мировой войны, а в Барановичах, в непосредственной близости от уже упоминавшихся бараков, выросли другие строения - в них целый год размещалась Ставка Верховного главнокомандующего. Император Николай II побывал здесь с десяток раз. В 1915 году город оккупировали немцы, которые, кстати, поддерживали все железнодорожные строения в порядке. Новой власти тоже требовалась железная дорога. Но это уже совсем другая история...