- Категория:
- Рейтинг:5.0/1
- Активность:1701
Барановичское телевидение ведет свое начало с конца 80-х годов прошлого столетия. Кто-то с хорошей памятью может спросить, а чем же вы тогда снимали? Да, в те времена любительских видеокамер практически не было, а профессиональные стоили безумно дорого — не то что районный центр, а и область себе такого позволить не могла, закупали с использованием госфинансирования. Но, как говорится, голь на выдумки хитра. Уж очень хотелось запечатлеть для истории ... нет, не себя, а мир вокруг себя. Причем не официальный, которого хватает во всех архивах, а реальный, живой, людской…
В те времена работал я в барановичском Дворце культуры и техники (ДКиТ) ПХБО. В Барановичи меня пригласили мои бывшие однокурсники по инязуАртур и Алена КАРАПЕТОВЫ — принять участие в создании и развитии молодежного центра (МЦ) «Гармония», которым руководила Наталья Евгеньевна ПЕТЛИЦКАЯ.
Молодежный центр создавался при Дворце культуры и техники (ДКиТ) ПХБО. Я тогда как раз отслужил в армии, а точнее в морской авиации, офицером по контракту после института и искал, чем бы заняться по жизни. В армии мне предлагали продолжить службу и даже окончить школу одной из спецслужб, но тогда Советский Союз уже начинал потихоньку разваливаться, а я исколесив половину Союзных республик, устал мотаться из край в край и захотел вернуться на родину — в Белоруссию, как тогда именовалась наша республика…
Вернулся в свой родной Новогрудок, проработал там некоторое время режиссером дискотеки при городском Доме культуры и, несмотря на предложение возглавить районную инспекцию по делам несовершеннолетних и перейти в райком комсомола, я навострил лыжи на Барановичи.
Здесь я попал в ДКиТ на должность монтировщика и электроосветителя сцены, хотя в реальности работал в молодежном центре (который еще был и клубом) «Гармония» на должности заведующего техническим отделом. Такие были времена — штаты были утвержденные и других вакантных должностей для получения зарплаты не было. Мы не горды, числиться монтировщиком так монтировщиком...
В те времена клуб «Гармония» был неформальной организацией и участвовал или сам проводил мощные культурные мероприятия не только микрорайонного или ПХБОвского масштаба, но и городского и районного. Взгляд на мероприятия у каждого творческого работника «Гармонии» был свой, в том числе и у меня. Но поскольку я был на 3/4 человек технического склада ума, то мне всегда не хватало техники и особенно электроники. Надо сказать честно, благодаря мощному в те времена ПХБО, Дворец был прекрасно оснащен радиоаппаратурой. Но этого казалось мало, за ПХБОвские деньги мы, например, дополнительно приобрели комплект польской профессиональной дискотечной аппаратуры «Унитра», у которой звуковые колонки были намного выше человеческого роста и огромной мощности. Также закупили более пары десятков различных аудиомагнитофонов, микрофонов, усилителей и прочего оборудования. Короче, нам могли завидовать и лучшие культурные организации столицы. Но мы же всё это не просто коллекционировали. Аппаратура шла на достойное обслуживание достойных мероприятий для достойных работников ПХБО и города.
Наталья ПЕТЛИЦКАЯ, формально возглавлявшая небольшой творческий коллектив культуры, имела весомый голос на заседаниях отдела культуры и горисполкома, посвященных проведению городских праздников. Вспомните, какие культурные мероприятия мы проводили: городские конкурсы красоты, дни текстильщика, празднование Купалья, дни молодежи, вечера отдыха, видеолектории, специализированные мероприятия, дискотеки и прочее. Мы были первыми, кто открыл в городе набиравшие популярность видеосалоны.
Но мне казалось, что нам не хватает видеосъемки на мероприятиях — не столько для истории, сколько для ее участия в ходе самого мероприятия. И, как я уже сказал, голь на выдумки хитра. Как-то «разведка» донесла, что на ПХБО имеется неиспользуемый комплект промышленного телевидения. Промышленное телевидение в те годы использовалось для слежения не столько за выносом продукции с предприятия, сколько для слежения за технологическими процессами. Ну чем промышленное ТВ не альтернатива нашему любительскому?!
После «экскурсии» на ПХБО к месту хранения оборудования, и испытания одного из образцов, я пришел к выводу, что мы сможем творчески использовать имеющиеся телекамеры и телемониторы с прочими аппаратами. Началась обработка начальства ДКиТ и ПХБО на предмет перевода телевидения на баланс ДКиТ. Немного времени, формальности улажены, и вот мы стали обладателями комплекта небольшой телевизионной студии.
Что это были за телекамеры? Если современную видеокамеру оператор спокойно кладет на плечо и считает ее чересчур легкой, то положить бы ему ту камеру, весом около полутора пудов — он бы и минуты не продержался с ней, я уж не говорю про габариты, толщину и количество кабелей.
Само собой разумеется, те телекамеры были черно-белыми, хотя и более высокого стандарта по разрешению чем пришедший вскоре VHS. Несмотря на некоторые трудности, всё же удалось наладить вначале трансляцию с этих камер, а затем и видеозапись. Самые первые съемки у меня не сохранились, но осталась в архиве запись рекламы студии звукозаписи МЦ «Гармония», сделанная черно-белой камерой 14 декабря 1988 года. Запись сохранилась благодаря тому, что у нас уже были видеомагнитофоны формата VHS и видеокассеты к ним. Тогда и я как раз купил себе для архива у тов. Альянова видеокассету «Kodak E-180» за, если не ошибаюсь, 70 рублей (считай, целая месячная зарплата — но я тогда был недавно как из армии, где в общем получал более 400 руб. ежемесячно — большие деньги по тем временам).
Ролик с рекламой студии звукозаписи МЦ «Гармония» можно считать первым видеоклипом в городе и первой «официальной» телевидеозаписью, сохранившейся для истории. В этом ролике приняли участие Артур КАРАПЕТОВ (в кадре), тогда сотрудник МЦ «Гармония» и Елена ГРИЦЕВСКАЯ, в то время режиссер ДКиТ. Вы можете посмотреть и убедиться, что для того времени это был более чем профессиональный ролик.
Кроме того, мы записали несколько самодельных пробных музыкальных роликов для развлечения на дискотеке. Это были видеоклипы «Пылесосы» под песню некогда полузапрещенного Вилли ТОКАРЕВА (снимались Сергей КУНАШЕНКО и Геннадий ГОЛУБКОВИЧ с участием Артура КАРАПЕТОВА в баре ДКиТ, режиссеры и операторы Артур КАРАПЕТОВ и ваш покорный слуга), «My Baby’s Stupid» и «Мода» — с теми же участниками. Все эти шуточные клипы мы сняли безо всякой подготовки, как говорится, за раз.
Также сохранилась еще одна запись, носившая более практический характер — «Вопрос знатокам», который задавал Сергей СУЧКОВ, активный участник клуба «Гармония», для одного из мероприятий, проводимых нами в то время.
Что и говорить, черно-белые камеры промышленного телевидения были неудобны на практике, обладали невысокой контрастностью, сильными тянучками, работали на хрупких электронно-лучевых трубках, но тем не менее они прослужили нам верой и правдой в течение нескольких лет и, как говорится, оставили свой след в истории.
А далее их вытеснила приобретенная нами японская видеокамера JVC формата VHS, которая обладала несомненными преимуществами перед старыми телекамерами. Это была, пожалуй, одна из первых в городе любительских видеокамер (если не самая первая). На нее и были сняты многие фрагменты, появившиеся в нашей видеотеке.
Видеосъемки применялись нами во всех конкурсах красоты, которые проводил МЦ «Гармония», видеолекториях, на дискотеках и прочих мероприятиях. Видеокассеты были довольно дорогими в те времена, и, поскольку места для новых записей не хватало, приходилось стирать что-то из «старого». Чтобы не всё пропадало впустую, я составлял небольшие видеоклипы из наиболее интересных кусочков, сбивал их по 10–30 минут и писал для личного архива на будущее. И вот это будущее пришло — как-никак более 20 лет прошло.
Взглянув на эти записи, некоторые вспомнят себя, своих друзей и знакомых. Некоторых уж нет в живых (как нашего коллеги по клубу «Гармония»Геннадия КОРСАКА), а дети, попавшие в кадр, уже давно выросли и стали взрослыми — они-то себя и не признают, разве что кто-то из взрослых подскажет, если сам вспомнит. На многих кадрах можно без труда заметить смущение у людей, на которых напрямую смотрит камера — народ еще не был привычен к тому, что его снимают.
Предлагаемый далее видеоклип под названием «Времена года» (состоящий из двух частей) хронологически не самый первый. Я его оцифровал первым просто потому, что мне понадобился материал, снятый разными камерами для проверки качества оцифровки (а в этом клипе имеются фрагменты, снятые тремя разными видеокамерами — любительскими JVC и Panasonic, а также профессиональной Panasonic) — я более 15 лет не работал с видеотехникой и вот понадобилось освежить и обновить свои знания для оцифровки личного архива.
В 1990-е годы утверждалось, что видеокассеты могут нормально служить 5–7 лет, а далее начнется процесс постепенной деградации качества и через 10–15 лет на видеокассетах уже нечего будет смотреть — яркость сядет, а цвета поблекнут. Но вот прошло и 20, и больше лет, и ничего страшного не случилось. Старые записи как были, так и остались относительно хорошего качества. Процесс оцифровки, конечно, вносит свою отрицательную лепту в конечный результат, но зато и позволяет подправить кое-какие «негативные» параметры исходной записи.